Кыргызстандын Акыйкатчысы Токон Мамытов КР Премьер-министрине кайрылуу жолдоду
Кыргыз Республикасынын Акыйкатчысы (Омбудсмени) Токон Мамытов КР Премьер-министри М.Абылгазиеге кайрылуу жолдоду. Анда COVID-19 коронавирус пандемиясынын өлкөбүздүн ар кайсы тармактарына келтирген залакалары, эл турмушун жакшыртуу, тамак аш коопсуздугу, коррупция менен күрөшүү маселелери ошондой эле билим берүүнүн орчундуу көйгөйлөрү жана дагы бир катар маселелер көтөрүлгөн. Күз-кыш айларында элдин кем карчын чечүүнүн зарылдыгы да баса белгиленген.
(Кайрылуунун тексти расмий тилде болгондуктан, түп нускасында берилди.)
Уважаемый Мухаммедкалый Дуйшекеевич,
Сегодня подавляющее большинство жителей всех стран мира, и в том числе значительное число граждан Кыргызской Республики, находятся в крайне тяжелом экономическом и социальном положении из-за пандемии коронавируса COVID-19 и связанных с ней ограничений. Несмотря на некоторые послабления в предшествующих вынужденных ограничениях, многие кыргызстанцы оказались лишены возможности работать, зарабатывать на питание себе и своим семьям, а также на удовлетворение других жизненно-важных потребностей человека – полноценное лечение, приобретение одежды, оплату за обучение, оплату за коммунальные услуги и т.д. И при этом цены на продукты питания в магазинах и на рынках республики постоянно растут.
Считаю необходимым отметить, что право на питание признается Всеобщей декларацией прав человека (ВДПЧ), принятой 10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН в качестве компонента права на достаточный жизненный уровень, и это право также закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и продовольственной независимости.
И если задачи по преодолению проблем, связанных с сохранением здоровья и безопасности жизни граждан Кыргызской Республики в период пандемии коронавируса, находят свое решение, и о них рассказывается на брифингах и в правительственных пресс-релизах и о них кыргызстанцы информированы, то вопросы и проблемы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности республики (и не только в период пандемии коронавируса, но и после ее окончания), относящиеся также к компетенции и обязанностям Правительства, остаются без внимания.
Впереди осень и зима 2020-2021 годов. И понятно, что всех тревожит каким будет этот период. Как нашим гражданам жить и выживать в таких условиях? Как и чем им кормить детей, стариков-родителей и себя, как и каким питанием обеспечивать малоимущих граждан и лиц с ОВЗ, людей из других незащищенных групп и категории? Поэтому Правительству КР уже сегодня необходимо учитывать эти вопросы, находить на них ответы и сообщать кыргызстанцам о мерах и действиях, которые предпринимаются исполнительной властью для преодоления или минимизации всевозможных рисков и ухудшения социально-экономического положения наших граждан. То есть, нужны подробные и внятные разъяснения Правительства о том, что делается для обеспечения продовольственной безопасности всех кыргызстанцев? Как и посредством чего они будут обеспечиваться необходимыми продуктами питания и предметами первой необходимости?
Границы с сопредельными государствами до сих пор закрыты, поступление товаров остановлено. Безусловно, наступит время и границы откроются, продукты питания и другие товары снова начнут поступать в Кыргызстан. Но какие цены на них будут и смогут ли рядовые граждане их приобретать? На эти и другие сопутствующие вопросы предстоит отвечать, в первую очередь, исполнительной ветви власти.
В связи с этим, прошу Правительство Кыргызской Республики в максимально сжатые сроки активизировать работу по решению вопросов, касающихся продовольственной безопасности страны и через СМИ регулярно давать необходимые разъяснения, включая обнародование планов, сроков исполнения этих планов, а также уже реализованных мероприятий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, и на минимизирование негативных последствий пандемии COVID-19, которые могут и, к сожалению, будут проявляться в различных сферах жизнедеятельности Кыргызстана – экономической, политической, социальной, а также психологической. И Правительству, всем органам исполнительной власти, необходимо быть готовыми к этим рискам и последствиям, для чего следует выработать целенаправленную программу выхода из сложившейся обстановки, которая также должна учитывать и войти дополнением к «Программе продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы» от 27 июня 2019 года (№320), разработанной Советом продовольственной безопасности и питания Кыргызской Республики.
Также необходимо помнить, что Кыргызстан принял на себя не только обязательства по адаптации, реализации и мониторингу «Целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 года», но и ответственность за достижение этих 17-ти целей, включая ЦУР 2 – «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшения питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства».
Продовольственная безопасность и питание в Кыргызской Республике обеспечиваются наличием и доступностью достаточного количества продовольствия, качеством и безопасностью продуктов питания для всех групп населения. В соответствии с «Программой продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы», базовыми продуктами определены: хлеб и хлебопродукты, картофель, фрукты и ягоды, овощи и бахчевые, сахар, масло растительное, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, яйца. И все эти продукты должны быть обеспечены Правительством для удовлетворения потребностей в них граждан республики. Также Правительству необходимо уже сегодня озаботиться обеспечением полного объема стратегических запасов зерна в государственном материальном резерве.
Очевидно, что в результате пандемии коронавируса COVID-19 происходит откат в экономических и социальных показателях республики. Отмечается ухудшение возможностей доступа населения к продуктам питания по причине резкого сокращения покупательской возможности населения. Происходит увеличение числа семей, которые оказались «на пороге» и «за порогом» уровня крайней бедности. Отмечается и будет увеличиваться уровень безработицы. Также понятно, что как и во всем мире будет происходить сокращение экономического роста в стране и автоматическое повышение уровня общей бедности населения.
В связи с этим, полагаю, что Правительству КР необходимо обратить особое внимание на аграрный сектор – на его поддержку и развитие. Не должен пустовать ни один участок сельскохозяйственных земель. Необходимо не только искать, но и находить/реализовать дополнительные возможности для создания и открытия новых рабочих мест для граждан республики, и особенно – в сельской местности, поскольку развитие сельскохозяйственного сектора и повышение уровня жизни сельского населения зависит от того, в какой равной степени все участники, включая (фермеры, предприниматели, получатели услуг), получат поддержку в реализации своего потенциала.
Занятое в сельской местности население чаще задействовано в мелкомасштабной переработке сельхозпродукции, а также в выращивании фруктов и овощей на мелких приусадебных участках. Фокусная поддержка их занятости и самозанятости будет способствовать росту сельскохозяйственного производства и созданию рабочих мест, как для самих занятых, так и для других.
Кроме того, считаю, что Правительству КР, даже в период пандемии, необходимо быть готовым к комплексу мероприятий по недопущению или минимизации продовольственных шоков, которые могут возникнуть из-за ограничения доступа населения к базовым продуктам питания вследствие увеличения цен на них по причине возможного роста себестоимости сельскохозяйственной продукции, низкого урожая в стране или в мире, ограничения или прекращения импорта продовольствия со стороны экспортеров.
В этой связи и с целью соблюдения прав человека на полноценное питание, считаю, что Правительству КР необходимо обеспечить граждан Кыргызстана гарантированным запасом продовольствия. Чему будут способствовать соответствующие меры и действия Правительства, направленные на:
– стимулирование и поддержку отечественного производства базовых продуктов питания;
– улучшение управления государственными резервами продуктов питания, повышение устойчивости внутреннего рынка продуктов питания;
– обеспечение устойчивости внешней торговли для долгосрочного снабжения продуктами питания внутреннего продовольственного рынка;
– создание социально-экономических условий для обеспечения стабильного экономического и физического доступа населения к продуктам питания, в соответствии с нормами, установленными в Кыргызской Республике;
– обеспечение гарантированного доступа уязвимых слоев населения к продуктам питания;
– формирование системы по обеспечению продовольственной помощи населению в условиях продовольственных шоков;
– совершенствование государственного регулирования внутренних цен на продукты питания;
– реализацию комплекса мер государственного регулирования, направленного на стабилизацию цен, который будет применяться в случае возникновения угрозы значительного роста цен на продукты питания, что позволит сохранить доступ населения к продовольствию;
– проведение регулярного мониторинга финансовых расходов (бюджетных и внебюджетных) на мероприятия по обеспечению продовольственной безопасности и питанием населения;
– профилактику инфекционных (отравления, паразитарные заболевания) и неинфекционных заболеваний, связанных с питанием;
– защиту внутреннего рынка Кыргызстана от фальсифицированной продукции.
– подготовку соответствующих и обученных кадров, а также необходимых ресурсов для обеспечения реализации программы продовольственной безопасности и питания.
Кроме того и в обязательном порядке должна вестись жесткая и эффективная борьба с коррупцией на всех уровнях власти, каждый мздоимец и вредитель инвестиционной привлекательной страны должен быть привлечен и понести соответствующую уголовную ответственность.
Вопросами срочного реагирования должны стать обеспечение населения, промышленного и сельскохозяйственного секторов топливом, удобрением и ГСМ.
В ходе реализации мер по выходу Кыргызстана из периода пандемии коронавируса нельзя забывать и о необходимости обеспечения конституционных прав человека и гражданина. Неукоснительное и своевременное обеспечение всех социальных выплат гражданам и всем группам, подпадающим под социальную защиту – многодетным семьям, малоимущим гражданам, лицам с ОВЗ, сиротам и детям из неполноценных семей, пенсионерам и людям, проживающим в домах для престарелых и лиц, содержащихся в закрытых учреждениях. При этом все действия органов МСУ должны быть прозрачными, согласованными с населением своего региона, чтобы чаянья и нужды народа были донесены до Правительства Кыргызской Республики.
Нельзя забывать и о нуждах людей, задействованных в неформальном секторе экономики, и так называемых «самозанятых». Им также нужна материальная и финансовая поддержка со стороны государства.
Также прошу рассмотреть вопросы о возможности снижения задолженностей кыргызстанцев по оплате коммунальных услуг – электроэнергии, газового и водного снабжения, оплате за канализационные стоки и вывоз мусора, и т.д. на соответствующий период.
Не менее серьезного внимания требуют и вопросы, касающиеся образования и образовательной деятельности, как государственных учебных заведений, так и частных (коммерческих). Вынужденное дистанционное обучение привело к ощутимым пробелам в знаниях школьников, а высокая оплата за обучение в частных школах не позволяет многим родителям использовать эту форму обучения своих детей. Оплата репетиторских услуг, несмотря на то, что в Кыргызстане они значительно ниже, чем других странах СНГ и дальнего зарубежья, также многим кыргызстанцам недоступна по причине их низкой платежеспособности.
В связи с чем считаю, что Правительству КР, совместно с антимонопольной службой, необходимо пересмотреть шкалу и размеры оплаты во всех частных учебных заведениях. И, как показывают нынешние проблемы, связанные с коронавирусом COVID-19, в первую очередь, следует снизить оплату за обучение в медицинских вузах. Кроме того, требуется очень ответственная подготовка именно на бюджетной основе будущих врачей-эпидемиологов, специалистов клинической ординатуры (т.е., врачей, прошедших специализированное и углубленное последипломное обучение).
От того, насколько правильно и оперативно будут решены все вышеуказанные вопросы, зависят не только жизни всех граждан Кыргызстана, но и безопасность республики в целом.
С уважением,
Акыйкатчы (Омбудсмен)
Кыргызской Республики
Т. Мамытов