Жыйынтыкталган отчет: 2020-жылдагы парламенттик шайлоолорго мониторинг

06/10/2020 - 11:48

КР Акыйкатчысынын Басма сөз кызматы мурда маалымдагандай, КР Акыйкатчы аппаратынын кызматкерлери Борбордук Азиядагы стратегиялык анализ, диалог жана өнүгүү борбору (CASCADD) менен биргеликте 2020-жылдын 4-октябрында өткөн шайлоого, шайлоо алдындагы мезгилге мониторинг жүргүзүшкөн болчу.

Мониторинг боюнча жыйынтыкталган отчет түзүлдү, аны  расмий тилде окуй аласыздар.. 

 06/10/2020

 

Финальный отчет

Мониторинг Парламентских выборов - 2020

Предвыборный период и день голосования

 

АВТОРЫ:

Токон Мамытов, Омбудсмен (Акыйкатчы) КР

Ерлан Алимбаев, зам. Омбудсмена (Акыйкатчы) КР

Эльнура Омуркулова-Озерска, советник Омбудсмена (Акыйкатчы) КР pro bono, Директор Центра стратегического анализа, диалога и развития в Центральной Азии (CASCADD)

при содействии региональных представителей Аппарата Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 

МЕТОДОЛОГИЯ.. 

ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА

ОГРАНИЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПЕРИОД

Фактор 1. Информационная кампания для избирателей

УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ

Фактор 2. Вопросы безопасности

Фактор 3 Равное участие женщин и мужчин в выборном процессе

Фактор 4 Административный ресурс

Фактор 5 Коронавирус

Фактор 6 Свобода СМИ и доступ к ним

Фактор 7 Отношение к выборам

ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

 

ВВЕДЕНИЕ

С сентября 2020 года Аппарат Омбудсмена при методологической поддержке  Центра стратегического анализа, диалога и развития в Центральной Азии CASCADD приступили к осуществлению мониторинга прав человека избирать и быть избранным во время Парламентских выборов в Кыргызской Республике.

Мониторинг проводился в период с 11 сентября по 4 октября 2020 года во всех областях страны. Параллельно сбору данных полевыми мониторами от региональных представительств Аппарата Омбудсмена проводился онлайн-опрос граждан по идентичным анкетам с целью охвата большего количества респондентов. Анализ полученных данных был нацелен на выработку соответствующих рекомендаций профильным государственным органам и другим участникам выборного процесса для профилактики нарушений. В опросе приняли участие более 800 человек по всей республике.

МЕТОДОЛОГИЯ

Основу методологии мониторинга предвыборного периода составила адаптированная методика Мониторинга выборных рисков (перевод с англ. ERMTool – Election Risk Management Tool), разработанная IDEA International (Международная организация содействия выборам)[1]. Аппарат Омбудсмена и CASCADD выражают особую благодарность международной организации IDEA International (www.idea.int) за предоставленное программное обеспечение на бесплатной основе и техническую поддержку в процессе ее инсталляции.

В августе 2020 года в рамкой вышеупомянутой методики Центр CASCADD разработал факторы риска по предвыборному периоду и утвердил их с представителями Аппарата Омбудсмена. В итоге было разработано 7 факторов риска, относящихся к правам избирателей, кандидатов, а также о свободе и доступе к СМИ в предвыборный период:

1) Информационная кампания для избирателей̆;

2) Вопросы безопасности;

3) Равное участие женщин и мужчин в выборном процессе;

4) Административный ресурс;

5) Коронавирус COVID-19;

6) Свобода СМИ и доступ к ним;

7) Отношение к выборам.

Для мониторинга дня голосования в основу была принята рекомендованная ОБСЕ методология для местных наблюдателей, адаптированная с учетом выявленных во время предвыборного периода рисков и коронавирусной инфекции.

ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА:

1 этап. Утверждение факторов риска и формы вопросников для респондентов. Распределение форм вопросников среди региональных представительств Аппарата Омбудсмена, которые в данном проекте являются полевыми мониторами для сбора данных в регионах. Форма опросника подразумевала также графу Комментарии для включения полевым монитором дополнительной информации, которую он получил в ходе опроса респондента. Параллельно сбору данных на местах был запущен онлайн-опрос среди граждан Кыргызской Республики.

2 этап. Получение данных от полевых мониторов с регионов на еженедельной основе и еженедельный сбор данных за счет онлайн-опроса. Введение данных в программное приложение ERMTool для дальнейшего картирования рисков по каждому фактору по районам и областям страны.

3 этап. Анализ карт риска, комментариев от полевых мониторов и СМИ для формирования промежуточных отчетов и разработки соответствующих рекомендаций. Всего были разработаны 3 промежуточных отчета с рекомендациями и направлены в соответствующие государственные органы для профилактики нарушений прав избирателей, кандидатов и СМИ.

4 этап. Мониторинг нарушения прав избирателей, кандидатов и СМИ в день голосования. Полевые мониторы провели мониторинг 3 (день голосования вне помещений) и 4 октября более 150 участковых избирательных комиссий.

ОГРАНИЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основным ограничением мониторинга являлось распространение коронавируса COVID-19 в стране, что не позволило полевым мониторам из числа сотрудников региональных представительств Аппарата Омбудсмена выезжать во все районы областей. Также немаловажным является тот факт, что заявки на получение гранта для реализации данного проекта не были одобрены международными организациями, что отразилось на ограниченном количестве полевых мониторов и, соответственно, ограниченном охвате исследованием отдаленных районов страны.

ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПЕРИОД

Согласно методологии опроса респондентов в предвыборный период, полевым мониторам в период с 11 сентября по 3 октября необходимо было замерить 7 факторов риска:

1) Информационная кампания для избирателей̆;

2) Вопросы безопасности;

3) Равное участие женщин и мужчин в выборном процессе;

4) Административный ресурс;

5) Коронавирус COVID-19;

6) Свобода СМИ и доступ к ним;

7) Отношение к выборам.

Представленная ниже общая карта по всем факторам рискам свидетельствует о том, что в стране наблюдался средний риск относительно настроения людей к выборному процессу в целом, высокий риск по всем факторам зафиксирован в городе Бишкеке (отмечено красным цветом на карте).

Общие данные за период с 11 сентября по 3 октября 2020 года

Диапазон значений риска:

От 0 до 1,4 – очень низкий; от 1,5 до 2,4 – низкий; от 2,5 до 3,4 – средний; от 3,5 до 4,4 – высокий; от 4,5 до 5 – очень высокий.

При рассмотрении каждого фактора отдельно, основными рисками предвыборного процесса выявлены:

  1. Информационная кампания
  2. Административный ресурс
  3. Вопросы безопасности
  4. Свобода СМИ и доступ к ним
  5. Отношение к выборам

Фактор 1. Информационная кампания для избирателей

Диапазон значений риска: зеленый – низкий; желтый – средний; красный - высокий

 

В данном факторе респондентам предлагалось согласиться либо опровергнуть предложенные утверждения в диапазоне от 1 до 5, где 1 - абсолютно не согласен, 2 - не согласен, 3 - колеблюсь между согласен и не согласен, 4 - согласен, 5 - абсолютно согласен:

  1. Информация о процедурах проведения выборов недостаточна, чтобы понять как голосовать (как проверить себя в списках, как поменять свой УИК, какие правила будут в день голосования).
  2. Времени, в течение которого необходимо ознакомиться со всеми процедурами по голосованию, недостаточно, чтобы понять как голосовать.
  3. Информация о политических партиях является недостаточной, чтобы сделать осознанный выбор.
  4. Время, в течение которого необходимо ознакомиться с программами политических партий, недостаточно, чтобы сделать осознанный выбор.
  5. Информация для избирателей о выборах недоступна для определенных категорий граждан, включая языковые и этнические меньшинства.
  6. Информация для избирателей недоступна для ЛОВЗ (лица с ограниченными возможностями здоровья).
  7. Жители определенных регионов/районов/областей страны лишены возможности получить достаточную информацию о предстоящих выборах.

Из карты выше видно, что самыми недовольными относительно информационной кампании респондентами выявлены жители Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей, в остальных областях и городах Ош и Бишкек наблюдался средний уровень риска.

Согласно медиа мониторингу, ЦИК и ее ключевые партнеры среди неправительственных и международных организаций активно проводили информационную кампанию для избирателей, кандидатов, НПО и СМИ о процедурах голосования. Однако часть респондентов отметила, что:

«…идет просто агитация, а не разъяснение прав граждан на выбор».

Средний уровень риска (области страны, окрашенные в желтый цвет) свидетельствует о том, что граждане страны, несмотря на информационную кампанию от ЦИК и активные агитационные действия со стороны политических партий, вплоть до дня голосования заявляли о недостаточности информации как о процедурах голосования, так и о политических партиях, чтобы сделать осознанный выбор. Многие отмечали, что не знают всех политических партий, которые участвуют в предстоящих выборах. Это может быть связано с ограниченными финансовыми и техническими возможностями определенных партий, которые в итоге остаются незамеченными для большей части населения, а также с ограничениями, введенными в связи с пандемией.

Также респонденты обозначили, что времени, в течение которого необходимо ознакомиться с условиями голосования и программами политических партий, также недостаточно.

УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ

В предвыборный период респонденты согласились с тем, что информация для избирателей недоступна для ЛОВЗ, а также упомянули, что в сельских и горных районах агитаторы часто не могут довести до сведения программы своих партий жителям районов. При мониторинге было выявлено, что ряд представителей ЛОВЗ разочарованы тем, что на некоторых участках пандусы расположены под слишком высоким углом, а не под удобным и стандартным наклоном в 5 градусов.[2]

Несмотря на то, что ЦИК регулярно проводила встречи и пресс-конференции, на которых делилась информацией о ходе подготовки к выборам и другим вопросам, касающимся выборного процесса и его участников, следует отметить, что прямые эфиры и видео-записи заседаний ЦИК не полностью соответствовали требованиям о доступе к информации для ЛОВЗ (отсутствие сурдоперевода и текстовой версии впоследствии), для языковых меньшинств и кыргызоязычного населения (практически все заседания и пресс-конференции ЦИК были проведены вперемешку на двух языках без соответствующего перевода на русский/кыргызский языки в виде субтитров, что затрудняло понимание носителей обеих групп). Более того, теледебаты по национальному и частному телевидению  также были ограничены в создании условий для доступа к информации для ЛОВЗ, языковых меньшинств и носителей титульного языка: отсутствие субтитров с переводом с русского на кыргызский и с кыргызского на русский, сурдоперевода для слабослышащих и глухонемых, текстовая версия теледебатов на официальном сайте общественного телевидения также опубликована без перевода на русский/кыргызский языки, что влияет на решение избирателя сделать осознанный выбор в пользу определенной партии. Важно отметить тот факт, что в связи с ограничениями, введенными из-за пандемии коронавируса, теледебаты являлись одним из важнейших информационных ресурсов относительно участвующих в «гонке» политических партий.

Фактор 2.Вопросы безопасности

Диапазон значений риска: зеленый – низкий; желтый – средний; красный – высокий

 

В данном факторе респондентам предлагалось согласиться либо опровергнуть предложенные утверждения в диапазоне от 1 до 5, где 1 - абсолютно не согласен, 2 - не согласен, 3 - колеблюсь между согласен и не согласен, 4 - согласен, 5 - абсолютно согласен:

  1. Отдельные лица и группы оказывают давление на избирателей в пользу определенной партии.
  2. Виновники насилия/давления не преследуются.
  3. Организованные преступные группы присутствуют в регионе и их экономические интересы влияют на политические программы.
  4. Существуют связи между организованными преступными группировками, с одной стороны, и государственными учреждениями, включая правоохранительные органы, государственных чиновников и политических кандидатов, с другой стороны.
  5. В СМИ появляются статьи, дискредитирующие этнические, гендерные или религиозные меньшинства.
  6. В СМИ появляется информация, которая может быть расценена как призыв к насилию или ненависти на межэтнической, межконфессиональной или иной основе.
  7. Митинги политических партий увеличивают напряженность и / или приводят к насильственным вспышкам.

Высокий риск относительно вопросов безопасности выявлен в г.Бишкеке и Нарынской области. В остальных областях зафиксирован средний риск.

Согласно данным опроса респонденты согласились с тем, что отдельные группы оказывают давление на избирателей в пользу определенной партии и что экономические интересы ОПГ влияют на формирование программ политических партий, более того, отмечено, что существуют связи между ОПГ и госучреждениями, чиновниками и кандидатами в депутаты, что в результате может приводить к нарушению прав избирателей и дестабилизации общественно-политической ситуации в целом. Также отмечено, что отсутствует доверие со стороны населения правоохранительным органам в связи с тем, что в итоге виновники насилия/беспорядков не преследуются со стороны органов порядка.

Фактор 3 Равное участие женщин и мужчин в выборном процессе

Диапазон значений риска: зеленый – низкий; желтый – средний; красный – высокий

 

В данном факторе респондентам предлагалось согласиться либо опровергнуть предложенные утверждения в диапазоне от 1 до 5, где 1 - абсолютно не согласен, 2 - не согласен, 3 - колеблюсь между согласен и не согласен, 4 - согласен, 5 - абсолютно согласен:

  1. В обществе принято считать, что женщинам не стоит участвовать в политических процессах страны (например, быть кандидатом от политической партии).
  2. Решение за какую партию голосовать в семье принимает мужчина.
  3. Женщины редко присутствуют или выступают на политических собраниях, митингах или демонстрациях.
  4. В политических партиях представлено очень малое количество женщин.
  5. Политики, активисты и организации гражданского общества, выступающие за улучшение условий для женщин, расширение участия женщин и реформы гендерного равенства, сталкиваются с насилием, преследованием со стороны других лиц или групп.
  6. Женщины имеют меньший доступ к информации о выборах в сравнении с мужчинами.

Жители только Иссык-Кульской области не согласны с предложенными утверждениями относительно нарушения прав женщин во время выборного процесса. Средний уровень риска относительно гендерного равенства в политических процессах в большей части страны свидетельствует о том, что в обществе сохраняются консервативные взгляды относительно участия женщин в политике. Однако наблюдаются положительные тенденции: большинство респондентов недовольно тем, что в политических партиях представлено очень мало женщин, что свидетельствует о наличии консенсуса в обществе относительно активизации участия женщин в политической жизни страны.  

Стоит отметить, что, как и на предыдущих выборах, женщины активно заняли свою нишу в качестве агитаторов. Было также указано, что политики, активисты и организации гражданского общества, выступающие за улучшение условий для женщин, расширение участия женщин и реформы гендерного равенства, сталкиваются с насилием, преследованием со стороны других лиц или групп. Это может быть связано с резонансными случаями нападений на женские марши весной 2020 года против домашнего насилия, когда на участников марша были совершены нападения и отсутствовала адекватная защита со стороны правоохранительных органов.

Фактор 4 Административный ресурс

Диапазон значений риска: зеленый – низкий; желтый – средний; красный – высокий

 

В данном факторе респондентам предлагалось согласиться либо опровергнуть предложенные утверждения в диапазоне от 1 до 5, где 1 - абсолютно не согласен, 2 - не согласен, 3 - колеблюсь между согласен и не согласен, 4 - согласен, 5 - абсолютно согласен:

  1. Отдельные лица и группы оказывают психологическое и физическое давление на сотрудников муниципальных служб, врачей и учителей (и других "бюджетников").
  2. Избирательным комиссиям не хватает независимости.
  3. Заинтересованные стороны не могут получить желаемую информацию от ЦИКа, ТИКов, УИКов.
  4. Процесс подготовки к выборам непрозрачный (формирование списков избирателей и изменение участков для голосования).

Статьи в СМИ, факты рассмотрения ЦИКом нарушений, а также обсуждения в социальных сетях свидетельствуют о широком использовании административного ресурса в период предвыборной кампании. Также респонденты согласились с тем, что процесс подготовки к выборам непрозрачный, избирательные комиссии – зависимы, оказывается давление на работников бюджетных организаций (школ, больниц, муниципальных учреждений). Этому свидетельствуют сообщения в СМИ о давлении со стороны директоров школ/университетов на преподавателей/студентов, массовые перерегистрации избирателей по Форме 2 и другие нарушения.

Фактор 5 Коронавирус

Диапазон значений риска: зеленый – низкий; желтый – средний; красный – высокий

 

В данном факторе респондентам предлагалось согласиться либо опровергнуть предложенные утверждения в диапазоне от 1 до 5, где 1 - абсолютно не согласен, 2 - не согласен, 3 - колеблюсь между согласен и не согласен, 4 - согласен, 5 - абсолютно согласен:

  1. Я не буду голосовать, потому что я боюсь заразиться коронавирусом в день голосования
  2. Я не знаю о возможностях проголосовать заранее в случае если я буду болен/больна коронавирусом (или буду в изоляции в связи с подозрением на него)
  3. Я не смогу голосовать, потому что я вынужден/а заботиться о человеке, больным коронавирусом (или другим заболеванием)
  4. Я не знаю о мерах, которые ЦИК предприняла для обеспечения безопасности от коронавируса в день голосования

Исследования ряда неправительственных организаций, а также заявления экспертов свидетельствовали о том, что существует высокий риск низкой явки избирателей в день голосования в связи с коронавирусом. Однако, согласно данным мониторинга, большая часть респондентов не испытывала угрозы заразиться коронавирусом в день голосования и заявляли, что это их гражданский долг участвовать в данных выборах. Однако, практически все респонденты указали, что они не знают о возможностях проголосовать заранее в случае, если они будут больны коронавирусом (или будут в изоляции в связи с подозрением на него), а также абсолютно не информированы о мерах, которые ЦИК предприняла или собирается предпринять для обеспечения безопасности от коронавируса в день голосования. Здесь важно отметить, что ЦИК опубликовала алгоритм обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности за 6 дней до выборов, но как таковая широкая информационная кампания для избирателей относительно данного алгоритма не была проведена в СМИ.

Фактор 6 Свобода СМИ и доступ к ним

Диапазон значений риска: зеленый – низкий; желтый – средний; красный – высокий

 

В данном факторе респондентам предлагалось согласиться либо опровергнуть предложенные утверждения в диапазоне от 1 до 5, где 1 - абсолютно не согласен, 2 - не согласен, 3 - колеблюсь между согласен и не согласен, 4 - согласен, 5 - абсолютно согласен:

  1. СМИ не предоставляют достаточную информацию об организации процесса выборов и процедурах голосования.
  2. В СМИ наблюдается выборочное отношение и фаворитизм  к определенным партиям.
  3. Политические партии используют СМИ для провокационных кампаний против своих оппонентов.
  4. Не все политические партии имеют доступ к СМИ для освещения своих программ.
  5. Отдельные лица и группы оказывают психологическое и физическое давление на журналистов.

Ближе к дате голосования в информационном поле страны наблюдалась агрессивная борьба между политическими оппонентами, в частности, за счет компрометирующих и дискредитирующих вбросов в СМИ и социальные медиа. Несмотря на проведенные НПО тренинги для СМИ при финансовой поддержке международных организаций по освещению выборного процесса, следует отметить, что, как и на предыдущих парламентских выборах в КР, СМИ не выступили основным источником информации о выборах как о процессе для избирателей, а больше были направлены на освещение резонансных кейсов или рекламные статьи от политических партий.

Вышесказанное, возможно, и отразилось на негативном формировании мнения опрошенного населения о СМИ. Большинство респондентов указало, что СМИ не предоставляют достаточную информацию об организации процесса выборов и процедурах голосования. Наиболее напряженной ситуация остается в г.Бишкеке, Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областях: респонденты согласились практически со всеми предложенными утверждениями, что свидетельствует об ограниченной свободе и доступе политических партий к СМИ.

Фактор 7 Отношение к выборам

Диапазон значений риска: зеленый – низкий; желтый – средний; красный – высокий

 

В данном факторе респондентам предлагалось согласиться либо опровергнуть предложенные утверждения в диапазоне от 1 до 5, где 1 - абсолютно не согласен, 2 - не согласен, 3 - колеблюсь между согласен и не согласен, 4 - согласен, 5 - абсолютно согласен:

  1. Выборы являются источником быстрого дохода.
  2. Выборы являются источником беспорядков.
  3. Выборы не изменят текущую ситуацию в стране.
  4. Эти выборы ничем не отличаются от всех предыдущих (те же лица, те же обещания и т.д.).
  5. Выбор избирателя основан на лидере политической партии (не на программе самой партии)

Фактор «Отношение к выборам» является наиболее негативным согласно данным респондентов: респонденты считают, что во время выборов можно заработать быстрые деньги, они не ожидают, что выборы что-то изменят в стране, и выбор избирателя до сих пор основан на лидере политической партии (не на программе самой партии). Это подтверждается фактами подкупа голосов в СМИ и социальных медиа. Также сохраняются механизмы нефинансового подкупа голосов за счет благоустройства дворов, строительства детских площадок и других методов поощрения за голоса избирателей.

ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ

Методология дня голосования была основана на рекомендациях ОБСЕ для местных наблюдателей. Данная методология была адаптирована под выявленные риски в предвыборный период, а также к условиям выборного процесса в период пандемии.

В день голосования 4 октября 2020 года наблюдатели Аппарата Омбудсмена посетили около 150 участковых избирательных комиссий (УИК). Наблюдатели фиксировали потенциальные нарушения согласно разработанной форме отчетности, в которую входили следующие факторы: состояние избирательного участка, представители избирательного участка, материалы для голосования, список избирателей, процедуры голосования, процедуры обеспечения голосования от коронавируса на УИКах, процедура подсчета голосов, результаты голосования и их транспортировка в вышестоящую избирательную комиссию (см. детальную информацию с вопросами в Приложении 2).

Согласно полученным данным по всем замеряемым факторам были зафиксированы нарушения на территории УИКов.

Относительно состояния избирательного участка наблюдатели зафиксировали нарушение относительно доступа к УИКу для ЛОВЗ, сложности его нахождения, наличия признаков агитационных материалов на территории УИК (или вокруг него), а также массовый «завоз» избирателей, которые, согласно данным мониторов, голосуют по Форме – 2 (изменение избирательного адреса). Были зафиксированы жалобы со стороны ЛОВЗ относительно отсутствия пандусов в УИКах.

Также в день голосования 4 октября 2020 года согласно видео в СМИ наблюдались агитаторы на территории УИКов, которые фиксировали проголосовавших избирателей в своих списках, раздавались опознавательные предметы (маски определенного цвета), наблюдалось большое количество маршрутных такси, приезжающих к УИКам, избиратели фотографировали свои бюллетени (возможно в качестве отчетности о голосовании за определенную партию).

Данные по фактору Представители избирательного участка показали, что ряд членов УИКа не может свободно говорить о своих обязанностях и не выполняют свою работу беспристрастно.

Относительно материалов для голосования: наблюдатели согласились с тем, что материалов было достаточно, они надежно хранились и урны для голосования расположены на виду у членов и наблюдателей избирательного участка. Однако, некоторые наблюдатели зафиксировали тот факт, что было неизвестно сколько бюллетеней было изначально получено на избирательном участке и для некоторых избирателей было сложно использовать бюллетень для голосования.

По спискам избирателей замечены следующие нарушения:

  • На большинстве участков были замечены избиратели, которые не являются жителями избирательных участков, где они голосуют. Большинство таких жителей «подвозили» по Форме-2 (изменение избирательного адреса).
  • В г. Бишкеке у наблюдателя создалось впечатление, что большое количество правомочных избирателей было исключено из списка избирателей.
  • В УИКах в г.Нарыне и Бишкеке также создалось впечатление, что в списке избирателей слишком много имен.

По процедуре голосования следует отметить, что избирателям известно о процедурах голосования, в случае вопросов им оказывалась соответствующая помощь со стороны членов УИК. В целом сотрудники УИКов удовлетворительно справлялись с управлением процесса голосования. Относительно политических партий также стоит отметить, что были несколько случаев, когда представители политических партий вмешивались в процесс голосования, либо оказывали давление на наблюдаемых участках.  Также были зафиксированы нарушения относительно тайны голосования (были замечены факты «семейного голосования»), случаи вброса бюллетеней и чрезмерные задержки в администрировании процесса (часть из них была связана со сбоем АСУ). Согласно медиа мониторингу 3 октября 2020 года в день голосования вне помещений в СМИ были опубликованы нарушения со стороны членов УИК относительно тайны голосования избирателей.

В связи с пандемией в мире, ЦИК разработал алгоритм обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности на УИКах. Согласно данному алгоритму наблюдатели отслеживали его исполнение. В итоге были замечены следующие нарушения в факторе по процедурам обеспечения голосования от коронавируса на УИКах:

  • Не во всех УИКах предоставляли перчатки (давали только маски)
  • Не во всех УИКах измерялась температура у избирателей
  • Отсутствовали плакаты о мерах профилактики коронавирусной инфекции у входа в некоторые избирательные участки
  • Отсутствие у входа в некоторые избирательные участки утвержденной схемы передвижения участников голосования
  • Несмотря на наличие разметок и разъяснительных работ со стороны органов внутренних дел о необходимости соблюдения социальной дистанции, избиратели зачастую сами нарушали социальную дистанцию. На некоторых УИКах такие разъяснительные работы не проводились.
  • В связи с тем, что отсутствовали шторки в кабинах (из пандемии) для голосования на некоторых УИКах зафиксировали давление или особое наблюдение за избирателем со стороны членов УИК или других лиц
  • Не во всех УИКах проводилось проветривание помещения, дезинфекция спиртовой салфеткой оборудования по идентификации до и после проведения процедуры идентификации каждого избирателя, дезинфекция кабинок для голосования и АСУ не менее двух раз каждые 60 минут
  • В большинстве УИКов отсутствовали кабинки для голосования для людей, имеющих симптомы заболевания, как того требовал алгоритм действий
  • Были нарушения, связанные с отсутствием у каждого члена  избирательной комиссии собственной ручки при подписании протокола об итогах голосования
  • В большинстве УИКах перед вскрытием ящиков для голосования не призводилась обработка поверхностей антисептическим средством.

Несоблюдение алгоритма обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности на УИКах являются риском распространения коронавирусной инфекции как для членов УИКов, наблюдателей, так и для избирателей.

По процедуре подсчета голосов наблюдатели согласны, что подсчет голосов проходил прозрачно, однако был зафиксирован один факт в г.Бишкеке, когда наблюдатели и доверенные лица партий и кандидатов не смогли наблюдать за всеми аспектами подсчета голосов. Также в Чуйской области был один факт со стороны политических партий вмешаться в процесс подсчета голосов, данное нарушение было урегулировано на месте.

По результатам голосования и их транспортировке значительных нарушений не было выявлено, однако наблюдатели с Джалал-Абадской области и г.Бишкека зафиксировали факты того, что наблюдатели, доверенные лица и агенты партии / кандидата не смогли получить копии протоколов результатов по окончании подсчета.

Роль СМИ в день голосования

В день голосования 4 октября 2020 года согласно выложенным видео в социальных медиа был зафиксирован тот факт, что некоторые члены УИКов не знают о правилах освещения выборного процесса и препятствовали свободному перемещению СМИ; были зафиксированы факты нападения на журналистов определенных СМИ и бездействия со стороны правоохранительных органов. Также стоит отметить, что в день голосования при ограниченном присутствии международных и местных наблюдателей, СМИ фиксировали нарушения, вели наблюдения за процессом голосования на УИКах страны и своевременно информировали избирателей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета по предвыборному периоду

 

  1. Информационная кампания для избирателей
  • Информация о процедурах проведения выборов недостаточна, чтобы понять как голосовать (как проверить себя в списках, как поменять свой УИК, какие правила будут в день голосования)
  • Времени, в течение которого необходимо ознакомиться со всеми процедурами по голосованию, недостаточно, чтобы понять как голосовать
  • Информация о политических партиях является недостаточной, чтобы сделать осознанный выбор
  • Время, в течение которого необходимо ознакомиться с программами политических партий, недостаточно, чтобы сделать осознанный выбор
  • Информация для избирателей о выборах недоступна для определенных категорий граждан, включая языковые и этнические меньшинства
  • Информация для избирателей недоступна для ЛОВЗ (лица с ограниченными возможностями здоровья)
  • Жители определенных регионов/районов/областей страны лишены возможности получить достаточную информацию о предстоящих выборах
  1. Вопросы безопасности
  • Отдельные лица и группы оказывают давление на избирателей в пользу определенной партии
  • Виновники насилия/давления не преследуются
  • Организованные преступные группы присутствуют в регионе и их экономические интересы влияют на политические программы
  • Существуют связи между организованными преступными группировками, с одной стороны, и государственными учреждениями, включая правоохранительные органы, государственных чиновников и политических кандидатов, с другой стороны.
  • В СМИ появляются статьи, дискредитирующие этнические, гендерные или религиозные меньшинства
  • В СМИ появляется информация, которая может быть расценена как призыв к насилию или ненависти на межэтнической, межконфессиональной или иной основе
  • Митинги политических партий увеличивают напряженность и / или приводят к насильственным вспышкам
  1. Равное участие женщин и мужчин в выборном процессе
  • В обществе принято считать, что женщинам не стоит участвовать в политических процессах страны (например, быть кандидатом от политической партии)
  • Решение за какую партию голосовать в семье принимает мужчина
  • Женщины редко присутствуют или выступают на политических собраниях, митингах или демонстрациях
  • В политических партиях представлено очень малое количество женщин
  • Политики, активисты и организации гражданского общества, выступающие за улучшение условий для женщин, расширение участия женщин и реформы гендерного равенства, сталкиваются с насилием, преследованием со стороны других лиц или групп
  • Женщины имеют меньший доступ к информации о выборах в сравнении с мужчинами
  1. Административный ресурс
  • Отдельные лица и группы оказывают психологическое и физическое давление на сотрудников муниципальных служб, врачей и учителей (и других "бюджетников")
  • Избирательным комиссиям не хватает независимости
  • Заинтересованные стороны не могут получить желаемую информацию от ЦИКа, ТИКов, УИКов
  • Процесс подготовки к выборам непрозрачный (формирование списков избирателей и изменение участков для голосования)
  1. Коронавирус COVID-19
  • Я не буду голосовать, потому что я боюсь заразиться коронавирусом в день голосования
  • Я не знаю о возможностях проголосовать заранее в случае если я буду болен/больна коронавирусом (или буду в изоляции в связи с подозрением на него)
  • Я не смогу голосовать, потому что я вынужден/а заботиться о человеке, больным коронавирусом (или другим заболеванием)
  • Я не знаю о мерах, которые ЦИК предпринял для обеспечения безопасности от коронавируса в день голосования
  1. Свобода СМИ и доступ к ним
  • СМИ не предоставляют достаточную информацию об организации процесса выборов и процедурах голосования
  • В СМИ наблюдается выборочное отношение и фаворитизм  к определенным партиям
  • Политические партии используют СМИ для провокационных кампаний против своих оппонентов
  • Не все политические партии имеют доступ к СМИ для освещения своих программ
  • Отдельные лица и группы оказывают психологическое и физическое давление на журналистов
  1. Отношение к выборам
  • Выборы являются источником быстрого дохода
  • Выборы являются источником беспорядков
  • Выборы не изменят текущую ситуацию в стране
  • Эти выборы ничем не отличаются от всех предыдущих (те же лица, те же обещания и т.д.)
  • Выбор избирателя основан на лидере политической партии (не на программе самой партии)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета с вопросами в день голосования

  1. Состояние избирательного участка
  • Легко ли найти избирательный участок?
  • Сложен ли доступ к избирательному участку?
  • Созданы ли условия на данном участке для ЛОВЗ?
  • Есть ли какие-либо признаки агитационных материалов или агитационной деятельности на избирательном участке, на его территории или вокруг него?
  • Есть ли доказательства запугивания, взяточничества или беспорядков?
  • Присутствуют ли на избирательном участке посторонние лица?
  • Персонал службы безопасности ведет себя надлежащим образом?
  • Наблюдается ли массовый «завоз людей для голосования»?
  1. Представители избирательного участка
  • Наблюдаете ли вы тот факт, что сотрудники избирательных участков хорошо обучены и знакомы с процедурами голосования и подсчета голосов?
  • Кажется, что чиновники могут свободно говорить о своих обязанностях?
  • Выполняют ли они свои обязанности беспристрастно?
  • Наблюдается ли какой-либо страх или давление на членов УИКов со стороны председателя УИК или посторонних людей?
  1. Материалы для голосования
  • Достаточно ли материалов для голосования?
  • Надежно ли хранились материалы для голосования между доставкой и открытием избирательного участка?
  • Расположены ли урны для голосования на виду у членов и наблюдателей избирательного участка?
  • Легко ли использовать бюллетени для голосования? Известно ли сколько бюллетеней было изначально получено на избирательном участке?
  1. Список избирателей
  • Каково общее количество избирателей в списке избирателей и сколько избирателей фактически проголосовали? (Это даст некоторое представление о тенденциях явки.)
  • Создается ли впечатление, что большое количество правомочных избирателей было исключено из списка избирателей?
  • Создается ли впечатление, что в списке избирателей слишком много имен?
  • Все ли избиратели являются жителями избирательного участка?
  1. Процедуры голосования
  • Обеспечена ли тайна голосования?
  • Обязаны ли избиратели предъявить удостоверение личности, прежде чем им будет разрешено голосовать?
  • Обязаны ли избиратели пройти биометрическую идентификацию по отпечатку пальца?
  • Обязаны ли избиратели пройти идентификацию по биометрическим параметрам лица?
  • Насколько эффективно и безопасно происходит раздача бюллетеней избирателям?
  • Имеются ли на бюллетенях официальная печать, характерная для избирательного участка, и / или подпись должностного лица избирательного участка?
  • Разрешено ли голосовать тем, кто имеет право голоса?
  • Разрешено ли голосовать лицам, не имеющим права голоса?
  • Голосуют ли избиратели незаконно за пределами кабин для голосования?
  • Разрешено ли «семейное» голосование (более одного человека в кабине)?
  • Выдается ли избирателям больше бюллетеней, чем они имеют право?
  • Есть ли свидетельства вброса бюллетеней?
  • Известно ли избирателям о процедурах голосования?
  • Оказывается ли нуждающимся избирателям надлежащая помощь?
  • Наблюдаются ли чрезмерные задержки в администрировании процесса?
  • Хорошо ли справляются сотрудники избирательных участков при управлении процессом голосования?
  • Разрешено ли представителям или доверенным лицам партий или кандидатов наблюдать за голосованием и подсчетом голосов в соответствии с законом?
  • Испытывают ли представители или доверенные лица политических партий запугивание или преследование?
  • Пытаются ли представители или доверенные лица политических партий вмешиваться в избирательный процесс или они побуждают или запугивают избирателей голосовать за конкретную партию или кандидата?
  1. Процедуры обеспечения безопасности от коронавируса на УИКах
  • Измеряется ли температура у избирателей при входе в УИК?
  • Предоставляется ли безвозмездно маска и перчатки избирателю при входе?
  • Наличие плаката о мерах профилактики коронавирусной инфекции у входа в избирательный участок?
  • Наличие у входа в избирательный участок утвержденной схемы передвижения участников голосования?
  • Наличие разметок и разъяснительных работ со стороны органов внутренних дел о необходимости соблюдения социальной дистанции?
  • Обеспечены ли все члены УИКа, наблюдатели, СМИ средствами индивидуальной защиты?
  • При прохождении идентификации по отпечаткам пальцев рук снимает ли избиратель перчатки, обрабатывает ли руки антисептическим средством, проходит идентификацию и после прохождения идентификации, повторно обработав руки снова надевает перчатки?
  • При прохождении идентификации по биометрическим параметрам лица приспускает ли избиратель маску и после идентификации снова ее надевает?
  • В связи с тем, что кабины для голосования будут без шторок наблюдается ли какое-либо давление или особое наблюдение за избирателем со стороны членов УИК или других лиц?
  • Проводится ли дезинфекция спиртовой салфеткой оборудования по идентификации до и после проведения процедуры идентификации каждого избирателя?
  • Проводится ли обработка кабин для голосования и автоматически считывающих урн дезинфицирующими средствами не менее двух раз каждые 60 минут?
  • Проводится ли регулярное проветривание помещения?
  • Есть ли отдельная кабина для голосования избирателям, имеющим симптомы заболевания?
  • В ходе голосования, при подписании протокола об итогах голосования, каждый член участковой избирательной комиссии использует свою ручку?
  • Перед вскрытием ящиков для голосования производится ли обработка поверхностей антисептическим средством?
  1. Процедура подсчета голосов
  • Подсчет голосов проводится прозрачно?
  • Могут ли наблюдатели и доверенные лица партий и кандидатов наблюдать за всеми аспектами подсчета голосов?
  • Соотносится ли количество избирателей, зарегистрированных как проголосовавшие, с количеством фактически поданных бюллетеней?
  • Подсчитываются ли бюллетени упорядоченно и безопасно?
  • Сохраняются ли неиспользованные бюллетени или уничтожаются после подсчета?
  • Делают ли сотрудники избирательной комиссии какие-либо знаки или пометки в бюллетенях для голосования?
  • Правильно ли и последовательно рассматриваются недействительные бюллетени и отделяются ли они от других бюллетеней?
  • Кажется ли, что количество недействительных бюллетеней для голосования необычно велико?
  • Удовлетворительно ли рассматриваются жалобы?
  • Пытаются ли какие-либо представители или доверенные лица партий вмешиваться или действительно вмешиваются в процесс подсчета голосов?
  • Присутствуют ли какие-либо посторонние лица, и если да, то какую роль они играют в этом процессе?
  1. Результаты голосования и их транспортировка
  • Правильно ли заполнены протоколы результатов по окончании подсчета и подписаны ли их все уполномоченные лица?
  • Могут ли наблюдатели, доверенные лица и агенты партии / кандидата получить копии протоколов результатов по окончании подсчета?
  • Объявляются ли результаты публично и публикуется ли копия протокола результатов?
  • Прозрачна и безопасна ли транспортировка протоколов, бюллетеней и материалов для голосования в вышестоящую избирательную комиссию?
  • Доставляются ли эти избирательные материалы непосредственно к месту нахождения вышестоящей избирательной комиссии или перенаправляются в другое место?

[1] Election Risk Management Tool, IDEA International, доступно на: https://www.idea.int/data-tools/tools/electoral-risk-management-tool

[2] «С какими проблемами столкнутся ЛОВЗ при голосовании?», ИА ELGEZIT, 02/10/2020, доступно на: https://elgezit.kg/2020/10/02/kakie-prava-lovz-vnov-ne-budut-soblyudeny-...