Заявление Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики по факту применения насилия в отношении несовершеннолетней в Сузакской школе со стороны педагога
Вечером 25 мая 2022 года в ОВД Сузакского района родители пострадавшей отказались писать заявление на учительницу Эргешбаеву Мээримгуль, поскольку простили ее и учительница уволилась с работы по собственному желанию после избиения школьницы.
Однако, ближе к ночи того же дня, по дороге домой постардавшей школьнице Дж.Х. стало плохо и она была доставлена в хирургическое отделение Центра общеврачебной практики села Октябрьское, где дежурный врач, производивший осмотр, проинформировал районную милицию. И уже около двух часов ночи сотрудникам Сузакского РОВД поступило заявление от матери девочки Х.Ш.
В ходе доследственной проверки на вопрос о происшествии учитель Эргешбаева М. сообщила, что 23 мая 2022 года в 12:00 в классе учащаяся 7 класса Дж.Х., и ее дочь, ученица того же класса К.А. вступили в словесную перепалку и Эргешбаева М. сделала замечание, чтобы они сидели тихо в классе. И якобы, когда ученица Дж.Х., стала разговоривать с Эргешбаевой М. в грубой форме, то педагог не удержавшись со злости ударила ее по лицу Дж.Х., при этом поясняя, что удар она произвела в ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ и не слишком сильно.
Согласно обоснованию клинического диагноза у избитой школьницы установлено: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей волосистой части головы, ушиб и кравоподтеки на правом предплечье и правом коленном суставе.
В настоящее время, в целях обеспечения полного и объективного расследования данного факта, со стороны Следственной службы Сузакского района назначена судебно-медицинская экспертиза по установлению тяжести полученных Дж.Х. телесных повреждений, ведется досудебное расследование.
- Меры, предпринятые Институтом Омбудсмена КР
- 1. 26 мая 2022 года со стороны сотрудников Института Омбудсмена директору Центра общеврачебной практики села Октябрьское Сузакского района О. Махамаджунус уулу были поставлены требования провести медосмотр ребенка по форме 003-3у Минздрава КР (согласно стандартам Стамбульского протокола) и провести освидетельствование по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в отношении ученицы Дж.Х., подвергшейся насилию со стороны педагога, поскольку Стамбульский протокол является первым сводом международных руководств по документированию пыток и их последствий.
Однако, со слов директора Центра общеврачебной практики села Октябрьское Сузакского района О. О. Махамаджунус уулу, стало известно, что в Сузакском районе вообще отсутствуют бланки для проведения медосмотра ребенка по форме 003-3у Минздрава и нет врачей, которые были бы обучены заполнять данную форму медицинской документации.
Выражаю надежду, что правоохранительные органы и руководство Министерства здравоохранения дадут правовую оценку почему при поступлении избитой школьницы в больницу сразу же не был проведен медосмотр ребенка по форме 003-3у Минздрава КР.
Лишь после того, как Институт Омбудсмена известил о данной проблеме координатора Министерства здравоохранения КР в Джалал-Абадской области З. Орунбаеву и руководителей Джалал-Абадской областной клинической больницы, а также Сузакской районной больницы, в Центр общеврачебной практики села Октябрьское Сузакского района поступили соответствующие бланки для проведения медосмотра по форме 003-3у Минздрава КР (согласно стандартам Стамбульского протокола)
26 мая 2022 года сотрудник представительства Омбудсмена по Жалал-Абадской области Тожиханов А. вместе с доктором Кулматовым Н. посетили Центр общеврачебной практики села Октябрьское Сузакского района и в 19 часов 20 минут того же дня в отношении ученицы Дж.Х. был проведен медосмотр ребенка по форме 003-3у Минздрава КР в присутствии ее законного представителя Ш.Х.
Однако документы по форме 003-3у были заполнены не профессионально. Почему? Ответ на этот вопрос мы будем требовать от органов прокуратуры.
Многие пункты, такие как: основание для проведения медицинского осмотра, физические симптомы, относящиеся к предполагаемому насилию, и т.д не заполнены.
В протоколе все данные, практически, описаны шаблонами – «в норме» и «без особенностей». При этом в заключительной части значится диагноз: «ЗЧМТ, сотрясение головного мозга». Отсутствуют заключения нейротравматолога, окулиста и рентгенографии черепа. Телесные повреждения описаны не полностью, не дана оценка тому, что у избитой школьницы отмечено «учащенное и усиленное сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца» и основным жалобам девочки на «головные боли, тошноту, рвоту и общую слабость».
Вызывают недоумение двойные стандарты в работе правоохранительных органов, которые в случае с 16-летним школьником, защищавшем мать и младших родных, ранил пьянного мужчину – заключили школьника под стражу (т.к. милиция боялась смерти раненого), а почему в случае с избитым ребенком со стороны педагога милиция так не заботиться о последствиях нанесенного вреда здоровью школьницы?
- 2. Избившая школьницу учительница Эргешбаева М. имеет среднее профессиональное образование по специальности “преподование начальных классов” с присвоением квалификации “учитель начальных классов” (диплом Гуманитарно-экономического колледжа Международного университета им. К.Ш. Токтомаматова от 3 марта 2020 года).
27 августав 2013 года Эргешбаевой М. выдан сертификат об окончании одномесячного компьютерного курса в учебном центре “Логос” и присвоена квалификация “оператор персонального компьютера”.
Министерству образования, органам прокуратуры необходимо ответить насколько данные виды образования соответствуют требованиям закона КР “Об образовании” и дают право:
– преподовать ученикам 7-класса;
– преподовать предмет “Информатика”.
Ведь согласно статье 16 Закона КР “Об Образовании” школьное образование является основным звеном системы образования и включает 3 ступени:
– начальное общее – 1-4 классы;
– основное общее – 5-9 классы;
– среднее общее – 10-11 классы.
Кроме этого, в соответствии со статьей 28 закона “Об Образовании”, правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, получившие необходимое образование и соответствующую педагогическую квалификацию. Исключением могут быть лишь лица, прошедшие переподготовку, либо проводящие занятия в порядке репетиторства и тренингов (подтверждение-патент как минимум).
- 3. В ходе изучения трудовой книжки Эргешбаевой М. установлено, что приказом №2 от 08.01.2019 года Эргешбаева М. была принята на работу учителем информатики в вышеуказанной школе, тогда как диплом Гуманитарно-экономического колледжа Международного университета им. К.Ш. Токтомаматова был выдан 3 марта 2020 года.
Таким образом, на момент принятия на работу в качестве учителя информатики Эргешбаева М. не имела высшего образования, то есть она не соответствовала квалификационным требованиям по назначенной ей должности учителя информатики.
В данном случае имеет место вопрос ответственности директора школы, который допускает подобного рода нарушения. И отсутствие надлежащего контроля со стороны районного отдела образования Сузакского района.
К сожалению, как нам известно, подобные нарушения имеют системный, практически повсеместный характер. И безусловно, Министерство образования и науки КР должны принять кардинальные меры по выявлению и устранению подобных нарушений и несоответствий.
- 4. Считаю несостоятельными и абсурдными доводы учительницы Эргешбаевой М. о том, что как педагог она “удар произвела в ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ и не слишком сильно”.
Учитывая, что диагноз избитой школьницы – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей волосистой части головы, ушиб и кравоподтеки на правом предплечье и правом коленном суставе. Такие последствия никак не могут быть от “не слишком сильного удара”.
Что касается полномочий учителя в воспитательных целях избивать ребенка.
Согласно статье 29 закона КР “Об образовании”, в правах педагога нет упоминания возможности избиения ученицы, либо права жестоко, бесчеловечно или унижая достоинство обращаться с ребенком, а вот в обязанностях педагога предусмотрены требования:
– соблюдать нормы педагогической этики;
– не допускать применение эмоционального, психического, физического насилия в отношении детей.
В свою очередь, закон КР “О статусе учителя” предписывает, что учитель не имеет права на насилие над учащимися (статья 14).
Кроме того, согласно Уставу учреждения “Учебно-воспитательного комплекса имени Ж. Бокомбаева”, где произошло избиение школьницы, утвержденного соответствующим приказом МОН КР от 2019 года предусматривает нижеследующие требования:
– дисциплина данного учреждения поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся и работников учреждения. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается (раздел 3 пункт 41);
– педагогические работники Учреждения обязаны – не применять методы морального и физичекого насилия по отношению к учащимся (раздел 4 пункт 6).
В связи с чем, пока остается лишь догадываться каким образом директор школы:
– определил Эргешбаеву М. для обучения предмету “Информатика” учеников 7-класса;
– определил иные, чем предусмотрены в нормативных правовых актах, полномочия в воспитании детей для отдельного учителя. Или возможность применения насилия, уничижительного отношения к школьникам допустимо для всех учителей данной школы?
Необходимо отметить, что нормы о запрете на унижение личного достоинства детей и телесных наказаний содержатся и в других нормативных актах и положениях, таких как:
– Типовое положение об общеобразовательной школе;
– "Квалификационные требования к педагогическим и руководящим работникам общеобразовательных и дошкольных организаций";
– Типовая инструкция о порядке взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудников, учащихся общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) по защите от насилия в общеобразовательных организациях республики.
Кроме того, пункт 9 Положения “О Министерстве образования и науки Кыргызской Республики” (приложение 1 к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2021 года №72) одной из основных задач Министерства является функционирование системы образования, обеспечивающей безопасные условия обучения, направленной на формирование, развитие и профессиональное становление личности.
В связи с чем не совсем понятна позиция министра образования, оправдыывающего насилие над ребенком.
- 5. Институт Омбудсмена и Акыйкатчы лично осуждают любое насилие в отношении ребенка. Особо подчеркиваем – ЛЮБОГО, как физического, так и морально-психологического насилия, любое жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение с ребенком.
В качестве информации для той части общества, которая поддержала насилие в отношении ребенка, обосновав это тем, что школьница – ребенок сам спровоцировал учителя – взрослого человека, сотрудники аппарата Омбудсмена сделали стенограмму полного видео избиения ребенка.
Внимательное изучение видео, на мой взгляд, показывает, что словесные нападения и выпады были со стороны учителя, ребенок защищался от агрессии учительницы.
- Предварительные выводы Института Омбудсмена по факту избиения 14-летней школьницы со стороны учительницы Эргешбаевой М.
3.1. Нарушения требований и гарантий законодательства, подзаконных актов Кыргызской Республики и международных стандартов по правам ребенка:
1) Конституция Кыргызской Республики:
– Дети – важнейшая ценность Кыргызской Республики. Государство создает условия, способствующие разностороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, их гражданско-патриотическому воспитанию. Детство находятся под охраной общества и государства (статья 20);
– каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, защиту чести и достоинства. Человеческое достоинство в Кыргызской Республике абсолютно и неприкосновенно (часть 1 статьи 29);
– каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 59).
Необходимо отметить, что признавая ребенка важнейшей ценностью, государство в лице всех государственных органов, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, получающих заработную плату из республиканского или местного бюджета ДОЛЖНЫ защищать прав и интересы ребенка – как важнейшую ценность. И не давать важнейшей ценности быть расстоптанной плохим настроением взрослого человека, тем более педагога.
2) Кодекс Кыргызской Республики “О детях”:
– каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического, сексуального насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных действий, ущемляющих закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.
Лица, виновные в таких действиях, несут установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность (часть 1 статьи 16);
– посягательство на честь и достоинство ребенка лицами, обязанными по роду своей деятельности заниматься его обучением и воспитанием, влечет установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность (часть 2 статьи 16).
3) Закон Кыргызской Республики “Об образовании”:
– образование – непрерывный, системный процесс воспитания и обучения в целях гармоничного развития личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, удостоверенного соответствующим документом;
– образовательный процесс – организованный процесс воспитания и обучения в форме различных видов занятий с непосредственным участием педагогов и самостоятельных занятий обучающихся, а также экзаменов, зачетов, других видов аттестации обучающихся и выпускников. Образовательным процессом осуществляется реализация образовательных программ;
Статья 29. Права и обязанности педагогов
Педагоги обязаны:
– соблюдать нормы педагогической этики;
– развивать самостоятельность, творческое отношение к учебе, формировать высокие нравственные нормы поведения обучающихся;
– не допускать применение эмоционального, психического, физического насилия в отношении детей.
4) Закон КР “О статусе учителя” предписывает, что учитель не имеет права на насилие над учащимися (статья 14).
5) Согласно части 1 статьи 19 Конвенции ООН “О правах ребенка” государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (т.е. в том числе и педагогов).
6) Кроме этого, всем нам известно, что Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, 29 января 2021 года, подписал свои первые пять Указов, из них Глава государства подписал Указ о духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности, из которого исходит нижеследующее.
Духовно-нравственное воспитание основывается на исконно-народных ценностях, национально-культурных достояниях, богатом жизненном опыте народа и общечеловеческих ценностях.
Семья, достойное воспитание и качественное образование – основы духовно-нравственного развития и физического воспитания.
Достойное воспитание и качественное образование – основа развития личности. Все уровни системы образования – основа воспитания духовно-нравственного развития личности. Деятельность педагогов и наставников в духовно-нравственном развитии личности осуществляется на высоком уровне профессионализма, добросовестности и ответственности.
Формированию предпосылок для воспитания духовно-нравственной личности способствуют примеры поощрения и оказания уважения обществом людям за их трудолюбие, добросовестность, ответственность, патриотизм, а также наказания за противоправные действия.
Вышеизложенное показывает, что требования к высокой духовно-нравственности предъявляются в первую очередь к педагогу. И избежать ответственности за противоправные действия высоко-нравственный человек не может.
На основании вышеизложенного, обращаюсь к:
1) Комитету по социальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:
– рассмотреть на ближайшем заседании случаи насилия в отношении детей, происходящих со стороны педагогов, учителей в школах и иных образовательных учреждениях;
– пресечь установление практики поддержки насилия, уничижительного отношения в отношении учащегося со стороны учителей, педагогов и иных работников образования.
2) Кабинету Министров Кыргызской Республики:
– принять меры по пресечению и предупреждению фактов применения насилия в общеобразовательных учреждениях;
– обеспечить независимое, открытое, объективное расследование каждого факта насилия, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения с детьми, школьниками со стороны как педагогов, так и родителей или иных лиц.
3) Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики:
– принять предусмотренные законодательством надлежащие меры по защите прав пострадавшего от насилия ребенка– ученицы 7-класса “Учебно-воспитательного комплекса №1 им. Ж. Бокомбаева” села Сафаровка Сузакского района;
– взять на контроль за ходом расследования по вышеуказанному досудебному производству;
– дать правовую оценку соответствия уровня образования и вида квалификации избившей ребенка учительницы Эргешбаевой М. соответствуют требованиям закона КР “Об образовании” и дают право:
– преподовать ученикам 7-класса;
– преподовать предмет “Информатика”.
– дать правовую оценку действиям директора “Учебно-воспитательного комплекса №1 им. Ж. Бокомбаева” села Сафаровка Сузакского района;
– обеспечить в срочном порядке повторное проведение медосмотра ребенка по форме 003-3у Минздрава КР (согласно стандартам Стамбульского протокола) уполномоченными, обученными медицинскими работниками;
– обеспечить прохождение психолого-психиатрической экспертизы как потерпевшей ученицы Дж.Х., так и избившей ребенка учительницы Эргешбаевой М.;
– обеспечить безопасное и ограниченное от посторенного вмешательства лечение пострадавшего ребенка (учитывая, что обсуждается вопрос вмешательства и попытки выписать ребенка до окончания лечения и курса реабилитации).
4) Министерству образования и науки Кыргызской Республики:
-доведести до сведения всех участников образовательного процесса, сотрудников общеобразовательной организации на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, общих собраниях трудового коллектива разместить в общеобразовательной организации в общедоступном месте информацию по обеспечению безопасных условий для учебы, труда и воспитания учащихся, проведения мероприятий по охране детства, защите прав и свобод несовершеннолетних общеобразовательной организации;
– довести до сведения учителей и сотрудников общеобразовательной организации, что запрещается применение любого физического или иного воздействия в отношении учащихся, использование оскорблений, а также совершение иных действий, насилия направленных на унижение человеческого достоинства учащегося. Данные нормы поведения должны быть доведены до сведения при приеме на работу, а также регулярно обсуждаться на педагогических советах, общих собраниях трудового коллектива общеобразовательной организации;
-приказать директорам общеобразовательной организации утверждать регламент работы общеобразовательной организации, также определяющий часы приема родителей, учащихся, сотрудников общеобразовательной организации по личным вопросам, как самим директором и его заместителями, так и классными руководителями, психологом, социальным педагогом, дежурным администратором. Часы и порядок приема должны быть размещены в общедоступном месте и доведены до сведения всех участников УВП и сотрудников общеобразовательной организации;
– в целях обеспечения безопасности и непрерывности образовательного процесса, а также своевременного реагирования на факты насилия в отношении учащегося руководителем общеобразовательной организации назначить дежурного администратора и дежурного учителя из числа администрации и педагогического состава общеобразовательной организации. График таких дежурств должны утверждается директором на весь учебный год, при необходимости корректировать каждую учебную четверть. Во время дежурства дежурный администратор и дежурный учитель должны быть освобождены от занятий.
– обеспечить в обязательном порядке вести журналы по фиксированию фактов насилия, правонарушений. В случае получения информации о факте/подозрении на насилие, сбор и фиксация первичной информации, беседа с предполагаемой жертвой, причинителем вреда, донесение данной информации до заинтересованных сторон, а в экстренных случаях принятие незамедлительных мер по предотвращению насилия и оказанию медицинской помощи. Журнал регистрации случаев насилия или уничижительного отношения к учащимся должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью общеобразовательной организации и подписями постоянных участников Совета профилактики. Журнал регистрации случая содержит сведения о дате внесения информации, источнике получения сведений о факте насилия (письменное заявление, ящик доверия, устное заявление ученика и т.п.), а также сведения о лице, вносившим сведения в журнал (медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель, дежурный администратор, ученик, родитель и т.д.) с подписью данного лица и отметкой о мерах принятых по данному факту.
Министерству внутренних дел Кыргызской Республики:
– назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в отношении как потерпевшей ученицы Дж.Х., так и избившей ребенка учительницы Эргешбаевой М.;
– дополнительно провести опросы среди школьников для установления наличия или отсутствия системности агрессивного, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения, воспитания со стороны учительницы Эргешбаевой М.;
– дополнительно провести опросы среди коллег, знакомых и т.д.;
– дать оценку информированности директора школы о непрофессиональном поведении учителя Эргешбаевой М.;
– тщательно и всесторонне изучить факт избиения школьницы и дать юридическую оценку действиям педагога в рамках уголовного судопроизводства;
– принять меры по обеспечению безопасности и защиты участвующих в досудебном производстве, в том числе в отношении потерпевшего ребенка и ее одноклассников;
– провести следственные действия с участием психолога и фиксацию на аудио– и видеозаписывающих устройствах для дальнейшего использования в судопроизводстве.
Уполномоченному государственному органу по защите детей:
– разработать индивидуальный план защиты ребенка пострадавщего от насилия;
-разработать план по реабилитации детей, которые стали свидетелями насилия;
– собранные уполномоченным государственным органом по защите детей материалы направить следователю для приобщения к материалам дела.