Заявление Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики по факту применения насилия в отношении несовершеннолетней в Сузакской школе со стороны педагога

30/05/2022 - 12:10

Вечером 25 мая 2022 года в ОВД Сузакского района родители пострадавшей отказались писать заявление на учительницу Эргешбаеву Мээримгуль, поскольку простили ее и учительница уволилась с работы по собственному желанию после избиения школьницы.

Однако, ближе к ночи того же дня, по дороге домой постардавшей школьнице Дж.Х. стало плохо и она была доставлена в хирургическое отделение Центра общеврачебной практики села Октябрьское, где дежурный врач, производивший осмотр, проинформировал районную милицию. И уже около двух часов ночи сотрудникам Сузакского РОВД поступило заявление от матери девочки Х.Ш.

В ходе доследственной проверки на вопрос о происшествии учитель Эргешбаева М. сообщила, что 23 мая 2022 года в 12:00 в классе учащаяся 7 класса Дж.Х., и ее дочь, ученица того же класса К.А. вступили в словесную перепалку и Эргешбаева М. сделала замечание, чтобы они сидели тихо в классе. И якобы, когда ученица Дж.Х., стала разговоривать с Эргешбаевой М. в грубой форме, то педагог не удержавшись со злости ударила ее по лицу Дж.Х., при этом поясняя, что удар она произвела в ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ и не слишком сильно.

Согласно обоснованию клинического диагноза у избитой школьницы установлено: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей волосистой части головы, ушиб и кравоподтеки на правом предплечье и правом коленном суставе.

В настоящее время, в целях обеспечения полного и объективного расследования данного факта, со стороны Следственной службы Сузакского района назначена судебно-медицинская экспертиза по установлению тяжести полученных Дж.Х. телесных повреждений, ведется досудебное расследование.

  1. Меры, предпринятые Институтом Омбудсмена КР
  2. 1. 26 мая 2022 года со стороны сотрудников Института Омбудсмена директору Центра общеврачебной практики села Октябрьское Сузакского района О. Махамаджунус уулу были поставлены требования провести медосмотр ребенка по форме 003-3у Минздрава КР (согласно стандартам Стамбульского протокола) и провести освидетельствование по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в отношении ученицы Дж.Х., подвергшейся насилию со стороны педагога, поскольку Стамбульский протокол является первым сводом международных руководств по документированию пыток и их последствий.

Однако, со слов директора Центра общеврачебной практики села Октябрьское Сузакского района О. О. Махамаджунус уулу, стало известно, что в Сузакском районе вообще отсутствуют бланки для проведения медосмотра ребенка по форме 003-3у Минздрава и нет врачей, которые были бы обучены заполнять данную форму медицинской документации.

Выражаю надежду, что правоохранительные органы и руководство Министерства здравоохранения дадут правовую оценку почему при поступлении избитой школьницы в больницу сразу же не был проведен медосмотр ребенка по форме 003-3у Минздрава КР.

Лишь после того, как Институт Омбудсмена известил о данной проблеме координатора Министерства здравоохранения КР в Джалал-Абадской области З. Орунбаеву и руководителей Джалал-Абадской областной клинической больницы, а также Сузакской районной больницы, в Центр общеврачебной практики села Октябрьское Сузакского района поступили соответствующие бланки для проведения медосмотра по форме 003-3у Минздрава КР (согласно стандартам Стамбульского протокола)

26 мая 2022 года сотрудник представительства Омбудсмена по Жалал-Абадской области Тожиханов А. вместе с доктором Кулматовым Н. посетили Центр общеврачебной практики села Октябрьское Сузакского района и в 19 часов 20 минут того же дня в отношении ученицы Дж.Х. был проведен медосмотр ребенка по форме 003-3у Минздрава КР в присутствии ее законного представителя Ш.Х.

Однако документы по форме 003-3у были заполнены не профессионально. Почему? Ответ на этот вопрос мы будем требовать от органов прокуратуры.

Многие пункты, такие как: основание для проведения медицинского осмотра, физические симптомы, относящиеся к предполагаемому насилию, и т.д не заполнены.

В протоколе все данные, практически, описаны шаблонами – «в норме» и «без особенностей». При этом в заключительной части значится диагноз: «ЗЧМТ, сотрясение головного мозга». Отсутствуют заключения нейротравматолога, окулиста и рентгенографии черепа. Телесные повреждения описаны не полностью, не дана оценка тому, что у избитой школьницы отмечено «учащенное и усиленное сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца» и основным жалобам девочки на «головные боли, тошноту, рвоту и общую слабость».

Вызывают недоумение двойные стандарты в работе правоохранительных органов, которые в случае с 16-летним школьником, защищавшем мать и младших родных, ранил пьянного мужчину – заключили школьника под стражу (т.к. милиция боялась смерти раненого), а почему в случае с избитым ребенком со стороны педагога милиция так не заботиться о последствиях нанесенного вреда здоровью школьницы?

  1. 2. Избившая школьницу учительница Эргешбаева М. имеет среднее профессиональное образование по специальности “преподование начальных классов” с присвоением квалификации “учитель начальных классов” (диплом Гуманитарно-экономического колледжа Международного университета им. К.Ш. Токтомаматова от 3 марта 2020 года).

27 августав 2013 года Эргешбаевой М. выдан сертификат об окончании одномесячного компьютерного курса в учебном центре “Логос” и присвоена квалификация “оператор персонального компьютера”.

Министерству образования, органам прокуратуры необходимо ответить насколько данные виды образования соответствуют требованиям закона КР “Об образовании” и дают право:

– преподовать ученикам 7-класса;

– преподовать предмет “Информатика”.

Ведь согласно статье 16 Закона КР “Об Образовании” школьное образование является основным звеном системы образования и включает 3 ступени:

– начальное общее – 1-4 классы;

– основное общее – 5-9 классы;

– среднее общее – 10-11 классы.

Кроме этого, в соответствии со статьей 28 закона “Об Образовании”, правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, получившие необходимое образование и соответствующую педагогическую квалификацию. Исключением могут быть лишь лица, прошедшие переподготовку, либо проводящие занятия в порядке репетиторства и тренингов (подтверждение-патент как минимум).

  1. 3. В ходе изучения трудовой книжки Эргешбаевой М. установлено, что приказом №2 от 08.01.2019 года Эргешбаева М. была принята на работу учителем информатики в вышеуказанной школе, тогда как диплом Гуманитарно-экономического колледжа Международного университета им. К.Ш. Токтомаматова был выдан 3 марта 2020 года.

Таким образом, на момент принятия на работу в качестве учителя информатики Эргешбаева М. не имела высшего образования, то есть она не соответствовала квалификационным требованиям по назначенной ей должности учителя информатики.

В данном случае имеет место вопрос ответственности директора школы, который допускает подобного рода нарушения. И отсутствие надлежащего контроля со стороны районного отдела образования Сузакского района.

К сожалению, как нам известно, подобные нарушения имеют системный, практически повсеместный характер. И безусловно, Министерство образования и науки КР должны принять кардинальные меры по выявлению и устранению подобных нарушений и несоответствий.

  1. 4. Считаю несостоятельными и абсурдными доводы учительницы Эргешбаевой М. о том, что как педагог она “удар произвела в ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ и не слишком сильно”.

Учитывая, что диагноз избитой школьницы – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей волосистой части головы, ушиб и кравоподтеки на правом предплечье и правом коленном суставе. Такие последствия никак не могут быть от “не слишком сильного удара”.

Что касается полномочий учителя в воспитательных целях избивать ребенка.

Согласно статье 29 закона КР “Об образовании”, в правах педагога нет упоминания возможности избиения ученицы, либо права жестоко, бесчеловечно или унижая достоинство обращаться с ребенком, а вот в обязанностях педагога предусмотрены требования:

– соблюдать нормы педагогической этики;

– не допускать применение эмоционального, психического, физического насилия в отношении детей.

В свою очередь, закон КР “О статусе учителя” предписывает, что учитель не имеет права на насилие над учащимися (статья 14).

Кроме того, согласно Уставу учреждения “Учебно-воспитательного комплекса имени Ж. Бокомбаева”, где произошло избиение школьницы, утвержденного соответствующим приказом МОН КР от 2019 года предусматривает нижеследующие требования:

– дисциплина данного учреждения поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся и работников учреждения. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается (раздел 3 пункт 41);

– педагогические работники Учреждения обязаны – не применять методы морального и физичекого насилия по отношению к учащимся (раздел 4 пункт 6).

В связи с чем, пока остается лишь догадываться каким образом директор школы:

– определил Эргешбаеву М. для обучения предмету “Информатика” учеников 7-класса;

– определил иные, чем предусмотрены в нормативных правовых актах, полномочия в воспитании детей для отдельного учителя. Или возможность применения насилия, уничижительного отношения к школьникам допустимо для всех учителей данной школы?

Необходимо отметить, что нормы о запрете на унижение личного достоинства детей и телесных наказаний содержатся и в других нормативных актах и положениях, таких как:

– Типовое положение об общеобразовательной школе;

– "Квалификационные требования к педагогическим и руководящим работникам общеобразовательных и дошкольных организаций";

– Типовая инструкция о порядке взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудников, учащихся общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) по защите от насилия в общеобразовательных организациях республики.

Кроме того, пункт 9 Положения “О Министерстве образования и науки Кыргызской Республики” (приложение 1 к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2021 года №72) одной из основных задач Министерства является функционирование системы образования, обеспечивающей безопасные условия обучения, направленной на формирование, развитие и профессиональное становление личности.

В связи с чем не совсем понятна позиция министра образования, оправдыывающего насилие над ребенком.

  1. 5. Институт Омбудсмена и Акыйкатчы лично осуждают любое насилие в отношении ребенка. Особо подчеркиваем – ЛЮБОГО, как физического, так и морально-психологического насилия, любое жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение с ребенком.

В качестве информации для той части общества, которая поддержала насилие в отношении ребенка, обосновав это тем, что школьница – ребенок сам спровоцировал учителя – взрослого человека, сотрудники аппарата Омбудсмена сделали стенограмму полного видео избиения ребенка.

Внимательное изучение видео, на мой взгляд, показывает, что словесные нападения и выпады были со стороны учителя, ребенок защищался от агрессии учительницы.

  1. Предварительные выводы Института Омбудсмена по факту избиения 14-летней школьницы со стороны учительницы Эргешбаевой М.

3.1. Нарушения требований и гарантий законодательства, подзаконных актов Кыргызской Республики и международных стандартов по правам ребенка:

1) Конституция Кыргызской Республики:

– Дети – важнейшая ценность Кыргызской Республики. Государство создает условия, способствующие разностороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, их гражданско-патриотическому воспитанию. Детство находятся под охраной общества и государства (статья 20);

– каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, защиту чести и достоинства. Человеческое достоинство в Кыргызской Республике абсолютно и неприкосновенно (часть 1 статьи 29);

– каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 59).

Необходимо отметить, что признавая ребенка важнейшей ценностью, государство в лице всех государственных органов, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, получающих заработную плату из республиканского или местного бюджета ДОЛЖНЫ защищать прав и интересы ребенка – как важнейшую ценность. И не давать важнейшей ценности быть расстоптанной плохим настроением взрослого человека, тем более педагога.

2) Кодекс Кыргызской Республики “О детях”:

– каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического, сексуального насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных действий, ущемляющих закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Лица, виновные в таких действиях, несут установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность (часть 1 статьи 16);

посягательство на честь и достоинство ребенка лицами, обязанными по роду своей деятельности заниматься его обучением и воспитанием, влечет установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность (часть 2 статьи 16).

3) Закон Кыргызской РеспубликиОб образовании”:

образование – непрерывный, системный процесс воспитания и обучения в целях гармоничного развития личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, удостоверенного соответствующим документом;

образовательный процесс – организованный процесс воспитания и обучения в форме различных видов занятий с непосредственным участием педагогов и самостоятельных занятий обучающихся, а также экзаменов, зачетов, других видов аттестации обучающихся и выпускников. Образовательным процессом осуществляется реализация образовательных программ;

Статья 29. Права и обязанности педагогов

Педагоги обязаны:

соблюдать нормы педагогической этики;

– развивать самостоятельность, творческое отношение к учебе, формировать высокие нравственные нормы поведения обучающихся;

– не допускать применение эмоционального, психического, физического насилия в отношении детей.

4) Закон КР “О статусе учителя” предписывает, что учитель не имеет права на насилие над учащимися (статья 14).

5) Согласно части 1 статьи 19 Конвенции ООН “О правах ребенка” государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (т.е. в том числе и педагогов).

6) Кроме этого, всем нам известно, что Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, 29 января 2021 года, подписал свои первые пять Указов, из них Глава государства подписал Указ о духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности, из которого исходит нижеследующее.

Духовно-нравственное воспитание основывается на исконно-народных ценностях, национально-культурных достояниях, богатом жизненном опыте народа и общечеловеческих ценностях.

Семья, достойное воспитание и качественное образование – основы духовно-нравственного развития и физического воспитания.

Достойное воспитание и качественное образование – основа развития личности. Все уровни системы образования – основа воспитания духовно-нравственного развития личности. Деятельность педагогов и наставников в духовно-нравственном развитии личности осуществляется на высоком уровне профессионализма, добросовестности и ответственности.

Формированию предпосылок для воспитания духовно-нравственной личности способствуют примеры поощрения и оказания уважения обществом людям за их трудолюбие, добросовестность, ответственность, патриотизм, а также наказания за противоправные действия.

Вышеизложенное показывает, что требования к высокой духовно-нравственности предъявляются в первую очередь к педагогу. И избежать ответственности за противоправные действия высоко-нравственный человек не может.

На основании вышеизложенного, обращаюсь к:

1) Комитету по социальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:

– рассмотреть на ближайшем заседании случаи насилия в отношении детей, происходящих со стороны педагогов, учителей в школах и иных образовательных учреждениях;

– пресечь установление практики поддержки насилия, уничижительного отношения в отношении учащегося со стороны учителей, педагогов и иных работников образования.

2) Кабинету Министров Кыргызской Республики:

– принять меры по пресечению и предупреждению фактов применения насилия в общеобразовательных учреждениях;

– обеспечить независимое, открытое, объективное расследование каждого факта насилия, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения с детьми, школьниками со стороны как педагогов, так и родителей или иных лиц.

3) Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики:

– принять предусмотренные законодательством надлежащие меры по защите прав пострадавшего от насилия ребенка– ученицы 7-класса “Учебно-воспитательного комплекса №1 им. Ж. Бокомбаева” села Сафаровка Сузакского района;

– взять на контроль за ходом расследования по вышеуказанному досудебному производству;

– дать правовую оценку соответствия уровня образования и вида квалификации избившей ребенка учительницы Эргешбаевой М. соответствуют требованиям закона КР “Об образовании” и дают право:

– преподовать ученикам 7-класса;

– преподовать предмет “Информатика”.

– дать правовую оценку действиям директора “Учебно-воспитательного комплекса №1 им. Ж. Бокомбаева” села Сафаровка Сузакского района;

– обеспечить в срочном порядке повторное проведение медосмотра ребенка по форме 003-3у Минздрава КР (согласно стандартам Стамбульского протокола) уполномоченными, обученными медицинскими работниками;

– обеспечить прохождение психолого-психиатрической экспертизы как потерпевшей ученицы Дж.Х., так и избившей ребенка учительницы Эргешбаевой М.;

– обеспечить безопасное и ограниченное от посторенного вмешательства лечение пострадавшего ребенка (учитывая, что обсуждается вопрос вмешательства и попытки выписать ребенка до окончания лечения и курса реабилитации).

4) Министерству образования и науки Кыргызской Республики:

-доведести до сведения всех участников образовательного процесса, сотрудников общеобразовательной организации на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, общих собраниях трудового коллектива разместить в общеобразовательной организации в общедоступном месте информацию по обеспечению безопасных условий для учебы, труда и воспитания учащихся, проведения мероприятий по охране детства, защите прав и свобод несовершеннолетних общеобразовательной организации;

– довести до сведения учителей и сотрудников общеобразовательной организации, что запрещается применение любого физического или иного воздействия в отношении учащихся, использование оскорблений, а также совершение иных действий, насилия направленных на унижение человеческого достоинства учащегося. Данные нормы поведения должны быть доведены до сведения при приеме на работу, а также регулярно обсуждаться на педагогических советах, общих собраниях трудового коллектива общеобразовательной организации;

-приказать директорам общеобразовательной организации утверждать регламент работы общеобразовательной организации, также определяющий часы приема родителей, учащихся, сотрудников общеобразовательной организации по личным вопросам, как самим директором и его заместителями, так и классными руководителями, психологом, социальным педагогом, дежурным администратором. Часы и порядок приема должны быть размещены в общедоступном месте и доведены до сведения всех участников УВП и сотрудников общеобразовательной организации;

– в целях обеспечения безопасности и непрерывности образовательного процесса, а также своевременного реагирования на факты насилия в отношении учащегося руководителем общеобразовательной организации назначить дежурного администратора и дежурного учителя из числа администрации и педагогического состава общеобразовательной организации. График таких дежурств должны утверждается директором на весь учебный год, при необходимости корректировать каждую учебную четверть. Во время дежурства дежурный администратор и дежурный учитель должны быть освобождены от занятий.

– обеспечить в обязательном порядке вести журналы по фиксированию фактов насилия, правонарушений. В случае получения информации о факте/подозрении на насилие, сбор и фиксация первичной информации, беседа с предполагаемой жертвой, причинителем вреда, донесение данной информации до заинтересованных сторон, а в экстренных случаях принятие незамедлительных мер по предотвращению насилия и оказанию медицинской помощи. Журнал регистрации случаев насилия или уничижительного отношения к учащимся должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью общеобразовательной организации и подписями постоянных участников Совета профилактики. Журнал регистрации случая содержит сведения о дате внесения информации, источнике получения сведений о факте насилия (письменное заявление, ящик доверия, устное заявление ученика и т.п.), а также сведения о лице, вносившим сведения в журнал (медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель, дежурный администратор, ученик, родитель и т.д.) с подписью данного лица и отметкой о мерах принятых по данному факту.

Министерству внутренних дел Кыргызской Республики:

– назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в отношении как потерпевшей ученицы Дж.Х., так и избившей ребенка учительницы Эргешбаевой М.;

– дополнительно провести опросы среди школьников для установления наличия или отсутствия системности агрессивного, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения, воспитания со стороны учительницы Эргешбаевой М.;

– дополнительно провести опросы среди коллег, знакомых и т.д.;

– дать оценку информированности директора школы о непрофессиональном поведении учителя Эргешбаевой М.;

– тщательно и всесторонне изучить факт избиения школьницы и дать юридическую оценку действиям педагога в рамках уголовного судопроизводства;

– принять меры по обеспечению безопасности и защиты участвующих в досудебном производстве, в том числе в отношении потерпевшего ребенка и ее одноклассников;

– провести следственные действия с участием психолога и фиксацию на аудио– и видеозаписывающих устройствах для дальнейшего использования в судопроизводстве.

Уполномоченному государственному органу по защите детей:

– разработать индивидуальный план защиты ребенка пострадавщего от насилия;

-разработать план по реабилитации детей, которые стали свидетелями насилия;

– собранные уполномоченным государственным органом по защите детей материалы направить следователю для приобщения к материалам дела.