В Бишкеке провели общественное обсуждение конституционного проекта закона об Акыйкатчы КР
Сегодня, 18 сентября, состоялось общественное обсуждение конституционного проекта закона об Акыйкатчы (Омбудсмене) КР.
Предлагаемый проект конституционного закона об Акыйкатчы был разработан депутатами Жогорку Кенеша совместно с институтом Акыйкатчы, инициирован лидерами шести фракций Жогорку Кенеша КР.
30 июня проект вынесли на общественное обсуждение.
Институт Акыйкатчы проводил по предлагаемому проекту конституционного закона консультации с подразделениями ООН и представителями Европейского союза, которые положительно отозвались о проекте.
По законопроекту внесен ряд предложений от гражданского общества и международных организаций, который был учтен.
В проект были включены эффективные возможности реализации норм Конституции КР, связанные с правами и свободами человека и гражданина, которые направлены на повышение возможностей осуществления парламентского контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека.
Принятие настоящего проекта закона даст возможность Институту Омбудсмена подать заявку для аккредитацию из статуса «В» в статус «А» первыми из числа стран Центральной Азии, что положительно отразится на имидже государства и будет способствовать развитию государства как в правовом, так и в экономическом русле, а также обеспечению верховенства права.
Акыйкатчы (Омбудсмен) КР Джамиля Джаманбаева отметила, что представленный проект предусматривает полное соответствие Парижским принципам.
"В целях достижения статуса «А» в проекте заложены принципиальные механизмы, и в будущем Институт Омбудсмена будет иметь широкие права и возможности участия в Совете по правам человека. Поскольку при аккредитации статуса «А» Омбудсмен вправе присутствовать и участвовать во всех заседаниях совета, а также выступать с устными заявлениями лично или по видеосвязи на всех заседаниях. В настоящее время в статусе «В» Омбудсмен участвует только в собраниях GANHRI, но не может голосовать или занимать руководящие должности. Кроме того, в статусе «А» будет возможность отслеживать и сообщать о ситуации с правами человека в своей стране и помогать своему государству выполнять свои международные обязательства в области прав человека и консультировать по внедрению международных стандартов в области прав человека на национальном уровне", - сказала она.
Законопроект определяет порядок организации деятельности, сферу компетенции, порядок избрания и освобождения от должности Акыйкатчы (Омбудсмена), заместителей акыйкатчы, полномочия и гарантии независимости, правовой статус, организационные основы, меры правовой защиты Омбудсмена, заместителей и Аппарата Акыйкатчы.
За основу был взят действующий Закон «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) КР». Необходимость разработки проекта в новой редакции, также возникла в связи с имеющимися противоречиями в нормах действующего закона «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) КР» иными нормативными правовыми актами КР, которые выявлены в результате применения действующего закона в течении 20 лет.
В справке-обосновании к проекту закона отмечается, что досрочное прекращение полномочий омбудсмена за неодобрение Ежегодного доклада, как отмечают международные организации и правозащитники, создает прямую зависимость омбудсмена от политических сил и препятствует эффективному выполнению им полномочий по защите конституционных прав человека.
Таким образом, исключение положений о досрочном освобождении от должности омбудсмена в связи с неодобрением Ежегодного доклада теперь напрямую не повлияют на независимость Института Омбудсмена. Кроме того, данные нормы противоречат Трудовому кодексу КР, поскольку Омбудсмен отчитывается перед парламентом о деятельности соответствующих государственных органов КР по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
В целях исключения политизации должности Омбудсмена и влияния на него различных политических сил проектом предусматривается требование, согласно которому Омбудсмен и его заместители не вправе состоять в политических партиях, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Кроме этого, проектом закона предлагается дать возможность Омбудсмену участвовать с правом совещательного голоса на заседаниях дисциплинарной комиссии Совета судей.
При реализации своих полномочий мандат Омбудсмена выступает с предупреждением и исправлением случаев ненадлежащего управления, а также в защиту и поощрение прав человека и основных свобод. Институциональная компетенция Омбудсмена включает государственное управление на всех уровнях, все общественные интересы и государственные услуги, предоставляемые обществу со стороны государства, муниципальными органами, государственными органами, в том числе частными организациями.
Проектом закона предусматривается, что Омбудсмен обладает дискреционными полномочиями, по собственной инициативе или в результате подачи жалобы расследовать дела с должным учетом имеющихся административных средств правовой защиты. Омбудсмен имеет право просить о сотрудничестве любых лиц или организации, которые могут оказать ему помощь в проведении расследований. Омбудсмен имеет юридически закрепленное право на неограниченный доступ ко всем соответствующим документам, базам данных и материалам, включая те, которые в противном случае могли бы быть юридически недоступными или конфиденциальными.
Отметим, что Омбудсмен должен иметь право на беспрепятственный доступ в любые здания, в том числе в учреждения и к лицам, лишенным свободы. Омбудсмен имеет право опрашивать или требовать письменные объяснения у должностных лиц и органов власти.