Токон Мамытов: «Правоохранительные органы республики должны осуществлять свою работу строго в рамках законов и неукоснительно соблюдать пределы определенных для них полномочий»

22/10/2020 - 06:35

«Малейшее превышение должностных полномочий или ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей кем-либо из сотрудников правоохранительных органов Кыргызстана может привести к негативным и даже сложно поправимым последствиям. Особенно сейчас, когда в нашей республике только-только начали устанавливаться мир, согласие и стабильность», – отметил Акыйкатчы.

Напомним, что вчера представитель Центризбиркома КР Гульнара Джурабаева сообщила о приходе в ЦИК одного из сотрудников МВД, который показал уведомление, подписанное следователем Аданбековым, о том, что членов ЦИК хотят вызвать на допрос по факту беспорядков 5-6 октября. Всех 12 человек. И когда члены ЦИК отказались подчиниться противозаконным требованиям сотрудника МВД, то он пригрозили, что их доставят принудительно и в сопровождении наряда милиции.

В связи с этим, Токон Мамытов обращает внимание руководства МВД КР на то, что Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов в Кыргызской Республике – это конституционный орган, деятельность которого четко и ясно прописана в статье 106 Конституции Кыргызской Республики.

Не следует забывать и о том, что согласно статьи 109 Конституции КР «Организация и порядок деятельности государственных органов (куда входит и Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов), а также гарантии их независимости определяются законами», а не личными пожеланиями или интерпретацией руководства и/или сотрудников правоохранительных органов, особо подчеркнул Омбудсмен Кыргызстана.

Акыйкатчы также напоминает руководству и всем сотрудникам МВД КР содержание статьи 191 (части 2 и 3) Уголовного кодекса Кыргызской Республики:

А именно, в части 2 ст. 191 УК КР говорится: «Воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума путем вмешательства в деятельность избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума либо в деятельность члена избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, в том числе с использованием должностного или служебного положения с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, либо преднамеренная попытка нарушения работы или фальсификация данных государственных информационных систем, применяемых в выборном процессе – наказываются общественными работами IV категории или исправительными работами III категории, или штрафом IV категории».

В части 3: «Те же деяния, совершенные государственными и муниципальными служащими, наказываются исправительными работами IV категории или штрафом V категории».

Кроме того, согласно пунктам 10 и 11 статьи 12 Закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов в Кыргызской Республике»:

  • «Уголовное дело в отношении члена Центральной избирательной комиссии во время подготовки и проведения выборов, референдумов может быть возбуждено только Генеральным прокурором Кыргызской Республики» (п. 10).
  • «Член Центральной избирательной комиссии не может преследоваться за свое мнение, предложение по тому или иному вопросу. Воздействие на члена и сотрудников аппарата Центральной избирательной комиссии с целью воспрепятствования исполнению ими своих полномочий и служебных обязанностей либо принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета, распространение искаженной информации о выполнении ими полномочий и служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законом» (п. 11).

Данная ситуация, ход и методы ее разрешения со стороны МВД КР должны стать предметом безотлагательного рассмотрения и контроля со стороны Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики.