Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 сентября 2019 года № 3244-VI О докладе Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2018 году
1. Принять к сведению доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2018 году.
2. Направить для рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления следующие рекомендации Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики (далее - Акыйкатчы (Омбудсмен):
1) Правительству Кыргызской Республики:
- инициировать и в установленном порядке внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) проекты законов, предусматривающие:
приведение Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики и иных законодательных актов в соответствие с нормами пункта 6 статьи 104 Конституции Кыргызской Республики;
устранение разночтений между нормами статьи 62 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и пункта 12 части 1 статьи 26, пункта 20 части 1 статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики;
определение субъекта, за счет которого должна производиться компенсация затрат, указанных в части 4 статьи 318 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях; уточнение в статье 325 указанного Кодекса, что дело о нарушении рассматривается уполномоченным органом по месту совершения нарушения либо по месту жительства субъекта нарушения; примирение сторон основанием для освобождения от ответственности, по аналогии с нормами Кодекса Кыргызской Республики о проступках и Уголовного кодекса Кыргызской Республики - в целях обеспечения единообразного подхода;
- рассмотреть необходимость пересмотра механизма определения размера возмещения морального вреда, установленного статьей 1028 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, в том числе изучить вопрос установления предельной суммы компенсации морального вреда (к примеру, 5000 (пять тысяч) расчетных показателей) и в случае необходимости разработать и внести соответствующий проект закона на рассмотрение Жогорку Кенеша;
- совместно с Акыйкатчы (Омбудсменом):
с участием Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики изучить целесообразность внесения в конституционный Закон Кыргызской Республики «Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики» изменений в части:
предоставления органам прокуратуры права проводить соответствующие проверки в отношении института Акыйкатчы (Омбудсмена) лишь по конкретному случаю/факту нарушения законодательства и только на основании предварительного обращения (по этому же случаю/факту) в органы прокуратуры гражданина (либо акта соответствующего государственного органа), в котором содержится информация о допущенном указанным институтом конкретном факте нарушения законодательства;
исключения проведения органами прокуратуры в отношении института Акыйкатчы (Омбудсмена) плановых, системных и иного рода проверок (не связанных с конкретно известным фактом правонарушения);
изучить необходимость внесения в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» изменений в части пересмотра порядка формирования проекта ежегодного бюджета Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) в целях обеспечения его финансовой независимости;
рассмотреть вопросы:
включения заместителей Акыйкатчы (Омбудсмена) и уполномоченных сотрудников его Аппарата в круг субъектов, обладающих правом без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, связанные с изоляцией от общества;
внесения в часть 2 статьи 43 Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики нормы, что пронос кино-, фото- и видеоаппаратуры в исправительные учреждения и их использование Президентом Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики, депутатами Жогорку Кенеша, Акыйкатчы (Омбудсменом), а также лицами, указанными в пунктах 2-4 части 1 указанной статьи, осуществляется без специального разрешения;
- провести в рамках деятельности Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов с приглашением представителей Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) инвентаризацию законодательства Кыргызской Республики на предмет соответствия нормативных правовых актов нормам статьи 108 Конституции Кыргызской Республики и Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики»;
- рассмотреть вопрос об инициировании проекта закона о дополнении Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики нормой, предусматривающей право Акыйкатчы (Омбудсмена) присутствовать на закрытых судебных заседаниях при согласии лица, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым;
- совместно с Адвокатурой Кыргызской Республики изучить целесообразность внесения в нормативные правовые акты изменений в части установления государственного антимонопольного регулирования решений Съезда адвокатов Кыргызской Республики об утверждении размеров единовременных вступительных членских взносов для лиц, получивших лицензию на право занятия адвокатской деятельностью;
- провести комплексный анализ законодательства Кыргызской Республики и выработать предложения по внесению в соответствующие нормативные правовые акты изменений, направленных на развитие паллиативной помощи, в том числе в контексте доступности сильнодействующих обезболивающих лекарственных средств, а также разработать план развития паллиативной помощи, приоритетным направлением которого должно стать постепенное расширение охвата населения паллиативной помощью на дому или в стационаре в рамках системы национального здравоохранения;
- обеспечить включение в приоритеты государственной политики в сфере содействия занятости мер по поддержке трудоустройства и самозанятости лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- инициировать и в установленном порядке внести на рассмотрение Жогорку Кенеша проект закона, направленный на стимулирование работодателя при приеме на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также на установление гарантии трудоустройства указанных лиц по квотам на государственную гражданскую и муниципальную службу;
- принять меры по увеличению штатной численности сотрудников Государственной миграционной службы при Правительстве Кыргызской Республики за рубежом (в Российской Федерации и Республике Казахстан);
- рассмотреть необходимость внесения в Кодекс Кыргызской Республики о детях изменения в части введения определения «дети трудовых мигрантов»;
- изучить вопрос о внесении в законодательство Кыргызской Республики изменений, предусматривающих установление ответственности родителей (лиц, их заменяющих) за оставление детей без присмотра (попечения);
- разработать системные меры профилактики насилия в отношении детей, а также выявления детей трудовых мигрантов;
- инициировать и в установленном порядке внести на рассмотрение Жогорку Кенеша проект закона о внесении в законодательство Кыргызской Республики изменений, исключающих возможность прекращения производства (освобождения от ответственности) по преступлениям и проступкам, совершенным умышленно в отношении малолетних, в связи с примирением сторон;
- принять меры по урегулированию механизмов исполнения алиментных обязательств с государствами, которые не являются участниками Кишиневской и Минской конвенций, посредством заключения двухсторонних международных договоров;
- в целях выявления должников, умышленно уклоняющихся от уплаты алиментов, и привлечения их к уголовной ответственности проанализировать вопрос о наделении судоисполнителя полномочиями через суд обязывать трудоспособного должника встать на учет в качестве безработного;
- рассмотреть целесообразность внесения в Кодекс Кыргызской Республики о проступках изменений, предусматривающих привлечение трудоспособного должника к принудительному труду в качестве дополнительной меры уголовно-правового воздействия;
- изучить необходимость закрепления в законодательстве Кыргызской Республики требования к структуре кладбищ - о разделении их на сектора для погребения лиц различного вероисповедания и убеждений, а также регламентировать порядок предоставления участков земли для захоронения;
- инициировать и в установленном порядке внести на рассмотрение Жогорку Кенеша проект закона, предусматривающий внесение изменений:
в Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах, при необходимости в иные нормативные правовые акты, направленных на реализацию в полном объеме требований статьи 103 Конституции Кыргызской Республики;
в Гражданско-процессуальный кодекс Кыргызской Республики и Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах относительно возможности возврата излишне оплаченной суммы, возникшей в результате последующего уменьшения истцом исковых требований;
в часть 2 статьи 140 Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах в части пересмотра нормы, устанавливающей, что в случае если одна из сторон по закону освобождена от уплаты государственной пошлины, ее полностью уплачивает вторая сторона;
- в приоритетном порядке обеспечить комплектование Государственной судебно-экспертной службы при Правительстве Кыргызской Республики необходимыми человеческими ресурсами и их профессиональную подготовку;
- разработать и утвердить Инструкцию для лиц, назначающих экспертизу по вопросу компетенции экспертов и постановки вопросов на экспертизу (следователи, адвокаты, судьи), с последующей организацией обучения и информационной кампании;
- в рамках полномочий, определенных статьей 8 Закона Кыргызской Республики «Об охране здоровья граждан» привести медицинское обеспечение в соответствие с программами государственных гарантий и принять меры по прекращению систематической дискриминации в местах лишения и ограничения свободы;
- в соответствии с законами Кыргызской Республики «Об общественном здравоохранении», «Об охране здоровья граждан» внедрить для Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики (далее – ГСИН) единую форму статистического учета по заболеваемости лиц, содержащихся в местах лишения свободы, для ведения статистических данных отдельно по заболеваниям общей лечебной сети и заболеваниям в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- принять меры по обеспечению исполнения органами исполнительной власти рекомендаций Акыйкатчы (Омбудсмена), направленных на устранение нарушений прав лиц, находящихся в психиатрических учреждениях;
- инициировать и в установленном порядке внести на рассмотрение Жогорку Кенеша проект закона, предусматривающий внесение в законы Кыргызской Республики «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах» и «О государственном пенсионном социальном страховании» соответствующих изменений в части сохранения надбавок к пенсиям граждан, которые основную часть своей трудовой деятельности осуществляли в условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах;
- рассмотреть вопрос о внесении в законодательство Кыргызской Республики изменений в части обеспечения государством выплаты утвержденного минимального размера алиментов детям, с последующим взысканием выплаченных государством средств с их родителей;
- изучить вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении ставок государственной пошлины» от 15 апреля 2019 года № 159, предусматривающих в ставках государственной пошлины установление предельной суммы взыскиваемой пошлины, которая в любом случае (то есть насколько бы не увеличивалась сумма иска) не должна превышать 60 тыс. сомов;
2) Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики:
- систематически информировать общественность о мерах, принимаемых в связи с неисполнением нормативов по квотированию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках надзора за точным и единообразным исполнением законов;
- совместно с Министерством внутренних дел Кыргызской Республики (далее – МВД Кыргызской Республики), Государственной комиссией по делам религий Кыргызской Республики подготовить методические рекомендации для сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел и местного самоуправления относительно изменения положений об ответственности за нарушения в сфере обеспечения свободы вероисповедания, предусмотренных новыми кодексами, принятыми в рамках судебно-правовой реформы;
- усилить работу по осуществлению надзора за органами дознания и следственными органами, обеспечением выполнения законодательства Кыргызской Республики и недопущению незаконного возбуждения уголовных дел в отношении граждан;
- дать правовую оценку бездействию должностных лиц МВД Кыргызской Республики в части исполнения судебных решений по возвращению имущества Международного экологического фонда защиты озера Иссык-Куль;
3) Генеральному штабу Вооруженных Сил Кыргызской Республики рассмотреть вопрос о внесении в нормативные правовые акты Кыргызской Республики, акты войсковых частей Вооруженных Сил Кыргызской Республики изменений в части создания условий для реализации военнослужащими (солдатами срочной службы) права на телефонные переговоры и переписку;
4) Судебному департаменту при Верховном суде Кыргызской Республики:
- разработать совместно с соответствующими органами механизмы взаимодействия с МВД Кыргызской Республики, Государственной пограничной службой Кыргызской Республики, другими государственными органами, а также принять меры по внедрению единой базы данных должников по алиментам, находящихся в розыске;
- усилить разъяснительную работу по вопросам уплаты алиментов, в том числе путем разработки информационных материалов, обязать судебных исполнителей прилагать памятки к уведомлениям о необходимости уплаты алиментов, последствиях неисполнения решения суда по алиментным обязательствам;
- принять меры по расширению практики применения института медиации в исполнительном производстве;
- изучить вопрос образования в Службе судебных исполнителей отдельного структурного подразделения, занимающегося исключительно вопросами алиментных обязательств и семейными спорами по реализации прав детей, а также поощрения судебных исполнителей, осуществляющих производства по алиментам;
5) Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики обеспечить прекращение практики проведения религиоведческой экспертизы на выявление экстремизма и принятие мер по возвращению материалов, поступивших от следственных органов без рассмотрения;
6) Министерству труда и социального развития Кыргызской Республики:
- обеспечить на официальном сайте министерства систематическое информирование общественности о результатах контроля за исполнением государственными службами содействия занятости нормативов по квотированию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечить проведение совместно с органами местного самоуправления соответствующей работы по привлечению лиц с ограниченными возможностями здоровья к официальной регистрации в государственных службах содействия занятости и введение учета обратной связи по лицам с ограниченными возможностями, направленным на работу и переобучение;
- рассмотреть вопрос о создании и функционировании на постоянной основе базы данных детей мигрантов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- систематически проводить мониторинг по выявлению детей мигрантов и в установленном порядке оказывать им и их семьям социальную и правовую помощь;
- принять меры по усилению контроля за деятельностью комиссий по делам детей;
7) Министерству образования и науки Кыргызской Республики:
- проводить на государственном уровне мероприятия, направленные на повышение правового сознания и правовой культуры среди подрастающего поколения, обучающихся в образовательных учреждениях страны, преподавателей и родителей, в том числе путем выпуска информационных материалов по правовому и этико-нравственному воспитанию, подготовки и трансляции видеоматериалов в области образования и прав человека;
- проводить профилактические мероприятия по недопущению детского труда и эксплуатации детей;
8) МВД Кыргызской Республики проводить регулярную работу среди личного состава по повышению знаний в вопросах соблюдения прав человека;
9) Министерству здравоохранения Кыргызской Республики:
- совместно с ФОМС в соответствии с положениями о Министерстве здравоохранения и ФОМС провести мониторинг и оценку деятельности медицинской службы ГСИН и ИВС ОВД по качеству и доступности предоставляемых услуг здравоохранения лицам, содержащимся в местах лишения и ограничения свободы;
- в рамках полномочий, определенных статьей 10 Закона Кыргызской Республики «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» в трехмесячный срок привести стандарты оказания неотложной медицинской помощи в ИВС ОВД в соответствие с такими же стандартами пакета базовых медицинских услуг в системе общего здравоохранения;
- разработать учебно-методический комплекс по оказанию медицинской помощи в пенитенциарных учреждениях и внедрить в программу Кыргызской государственной медицинской академии по повышению квалификации врачей;
- развивать альтернативные формы психиатрической помощи по месту жительства, такие как внебольничная реабилитация, предназначенная для оказания полипрофессиональной помощи (включающей психиатров, психологов, психотерапевтов, социальных работников) больным с различными вариантами социальной дезадаптации, проблемами социального функционирования для улучшения клинико-социальных показателей, социального, в том числе семейного, взаимодействия, расширения социальной сети, социально-трудового восстановления;
- усовершенствовать систему первичной подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в психиатрических учреждениях, а также на уровне первичной медико-санитарной помощи путем дополнительной подготовки врачей-психиатров по вопросам взаимодействия с врачами соматического профиля, подготовки врачей первичной медицинской помощи по вопросам выявления и ведения больных, страдающих психическими расстройствами, в учреждениях первичной медицинской сети;
- рассмотреть вопрос о функционировании в психиатрических учреждениях советов по лечебному питанию для обеспечения лечебным питанием пациентов;
10) Государственной службе исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики:
- рассмотреть возможность увеличения количества штатных единиц психологов, социальных работников и специалистов психоневрологического отделения в учреждениях ГСИН;
- предусмотреть в законодательстве Кыргызской Республики процедуры приема и передачи лицам, содержащимся в СИЗО, лекарственных препаратов, которые поступают из других источников (родственники, благотворительные и общественные организации и др.);
- внедрить порядок документирования насилия и пыток в соответствии с Практическим руководством по документированию насилия и пыток Министерства здравоохранения (принципы Стамбульского протокола);
- заключить соглашения с лечебными учреждениями Министерства здравоохранения для оказания по территориальности квалифицированной медицинской помощи пациентам, нуждающимся в госпитализации, если данную помощь невозможно получить в лечебных учреждениях ГСИН;
- в целях обеспечения оказания медицинских услуг в лечебных учреждениях Министерства здравоохранения для больных, находящихся в местах лишения и ограничения свободы, совместно с указанным министерством организовать палаты с надлежащей охраной и системой безопасности;
- совместно с Министерством здравоохранения и ФОМС рассмотреть вопрос заключения совместного договора о предоставлении осужденным минимальных медицинских услуг с использованием системы Единого плательщика;
- совместно с ФОМС рассмотреть вопрос инициирования проекта постановления Правительства Кыргызской Республики по увеличению бюджета и штатной численности указанного Фонда для оказания минимальных медицинских услуг в местах лишения и ограничения свободы;
11) Государственной службе миграции при Правительстве Кыргызской Республики усилить меры по содействию гражданам Кыргызской Республики за рубежом, в частности в Российской Федерации, в вопросе выплаты задолженности по заработной плате;
12) Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики:
- осуществлять систематический мониторинг механизма реализации нормативов по квотированию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая трудоустройство и самозанятость указанных лиц;
- на постоянной основе проводить работу по информированию работодателей о нормах трудового законодательства Кыргызской Республики по квотированию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
13) органам местного самоуправления:
- принять меры по контролю за исполнением решений органов местного самоуправления об утверждении нормативов по квотированию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- рассмотреть вопрос о включении в соответствующие программы мер по развитию психиатрической, социально-психологической помощи по месту жительства;
- совместно с учреждениями здравоохранения первичной медико-санитарной помощи, неправительственными организациями содействовать созданию групп самопомощи.
3. Соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, указанным в пункте 2 настоящего постановления, представить информацию по реализации рекомендаций Акыйкатчы (Омбудсмена), принятых по итогам заслушивания ежегодного доклада, в Аппарат Акыйкатчы (Омбудсмена) в трехмесячный срок со дня принятия настоящего постановления.
4. Акыйкатчы (Омбудсмену) Кыргызской Республики провести мониторинг реализации рекомендаций соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 настоящего постановления, и представить информацию при внесении в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики очередного ежегодного доклада.
Торага Д.А. Джумабеков