Омбудсмен Кыргызстана направил Обращение на имя Премьер-министра КР

26/05/2020 - 15:18

Уважаемый Мухаммедкалый Дуйшекеевич,

Сегодня подавляющее большинство жителей всех стран мира, и в том числе значительное число граждан Кыргызской Республики, находятся в крайне тяжелом экономическом и социальном положении из-за пандемии коронавируса COVID-19 и связанных с ней ограничений. Несмотря на некоторые послабления в предшествующих вынужденных ограничениях, многие кыргызстанцы оказались лишены возможности работать, зарабатывать на питание себе и своим семьям, а также на удовлетворение других жизненно-важных потребностей человека – полноценное лечение, приобретение одежды, оплату за обучение, оплату за коммунальные услуги и т.д. И при этом цены на продукты питания в магазинах и на рынках республики постоянно растут.

Считаю необходимым отметить, что право на питание признается Всеобщей декларацией прав человека (ВДПЧ), принятой 10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН в качестве компонента права на достаточный жизненный уровень, и это право также закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и продовольственной независимости.

И если задачи по преодолению проблем, связанных с сохранением здоровья и безопасности жизни граждан Кыргызской Республики в период пандемии коронавируса, находят свое решение, и о них рассказывается на брифингах и в правительственных пресс-релизах и о них кыргызстанцы информированы, то вопросы и проблемы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности республики (и не только в период пандемии коронавируса, но и после ее окончания), относящиеся также к компетенции и обязанностям Правительства, остаются без внимания.

Впереди осень и зима 2020-2021 годов. И понятно, что всех тревожит каким будет этот период. Как нашим гражданам жить и выживать в таких условиях? Как и чем им кормить детей, стариков-родителей и себя, как и каким питанием обеспечивать малоимущих граждан и лиц с ОВЗ, людей из других незащищенных групп и категории? Поэтому Правительству КР уже сегодня необходимо учитывать эти вопросы, находить на них ответы и сообщать кыргызстанцам о мерах и действиях, которые предпринимаются исполнительной властью для преодоления или минимизации всевозможных рисков и ухудшения социально-экономического положения наших граждан. То есть, нужны подробные и внятные разъяснения Правительства о том, что делается для обеспечения продовольственной безопасности всех кыргызстанцев? Как и посредством чего они будут обеспечиваться необходимыми продуктами питания и предметами первой необходимости?

Границы с сопредельными государствами до сих пор закрыты, поступление товаров остановлено. Безусловно, наступит время и границы откроются, продукты питания и другие товары снова начнут поступать в Кыргызстан. Но какие цены на них будут и смогут ли рядовые граждане их приобретать? На эти и другие сопутствующие вопросы предстоит отвечать, в первую очередь, исполнительной ветви власти.

В связи с этим, прошу Правительство Кыргызской Республики в максимально сжатые сроки активизировать работу по решению вопросов, касающихся продовольственной безопасности страны и через СМИ регулярно давать необходимые разъяснения, включая обнародование планов, сроков исполнения этих планов, а также уже реализованных мероприятий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, и на минимизирование негативных последствий пандемии COVID-19, которые могут и, к сожалению, будут проявляться в различных сферах жизнедеятельности Кыргызстана – экономической, политической, социальной, а также психологической. И Правительству, всем органам исполнительной власти, необходимо быть готовыми к этим рискам и последствиям, для чего следует выработать целенаправленную программу выхода из сложившейся обстановки, которая также должна учитывать и войти дополнением к «Программе продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы» от 27 июня 2019 года (№320), разработанной Советом продовольственной безопасности и питания Кыргызской Республики.

Также необходимо помнить, что Кыргызстан принял на себя не только обязательства по адаптации, реализации и мониторингу «Целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 года», но и ответственность за достижение этих 17-ти целей, включая ЦУР 2 – «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшения питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства».

Продовольственная безопасность и питание в Кыргызской Республике обеспечиваются наличием и доступностью достаточного количества продовольствия, качеством и безопасностью продуктов питания для всех групп населения. В соответствии с «Программой продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы», базовыми продуктами определены: хлеб и хлебопродукты, картофель, фрукты и ягоды, овощи и бахчевые, сахар, масло растительное, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, яйца. И все эти продукты должны быть обеспечены Правительством для удовлетворения потребностей в них граждан республики. Также Правительству необходимо уже сегодня озаботиться обеспечением полного объема стратегических запасов зерна в государственном материальном резерве.

Очевидно, что в результате пандемии коронавируса COVID-19 происходит откат в экономических и социальных показателях республики. Отмечается ухудшение возможностей доступа населения к продуктам питания по причине резкого сокращения покупательской возможности населения. Происходит увеличение числа семей, которые оказались «на пороге» и «за порогом» уровня крайней бедности. Отмечается и будет увеличиваться уровень безработицы. Также понятно, что как и во всем мире будет происходить сокращение экономического роста в стране и автоматическое повышение уровня общей бедности населения.

В связи с этим, полагаю, что Правительству КР необходимо обратить особое внимание на аграрный сектор – на его поддержку и развитие. Не должен пустовать ни один участок сельскохозяйственных земель. Необходимо не только искать, но и находить/реализовать дополнительные возможности для создания и открытия новых рабочих мест для граждан республики, и особенно – в сельской местности, поскольку развитие сельскохозяйственного сектора и повышение уровня жизни сельского населения зависит от того, в какой равной степени все участники, включая (фермеры, предприниматели, получатели услуг), получат поддержку в реализации своего потенциала.

Занятое в сельской местности население чаще задействовано в мелкомасштабной переработке сельхозпродукции, а также в выращивании фруктов и овощей на мелких приусадебных участках. Фокусная поддержка их занятости и самозанятости будет способствовать росту сельскохозяйственного производства и созданию рабочих мест, как для самих занятых, так и для других.

Кроме того, считаю, что Правительству КР, даже в период пандемии, необходимо быть готовым к комплексу мероприятий по недопущению или минимизации продовольственных шоков, которые могут возникнуть из-за ограничения доступа населения к базовым продуктам питания вследствие увеличения цен на них по причине возможного роста себестоимости сельскохозяйственной продукции, низкого урожая в стране или в мире, ограничения или прекращения импорта продовольствия со стороны экспортеров.

В этой связи и с целью соблюдения прав человека на полноценное питание, считаю, что Правительству КР необходимо обеспечить граждан Кыргызстана гарантированным запасом продовольствия. Чему будут способствовать соответствующие меры и действия Правительства, направленные на:

– стимулирование и поддержку отечественного производства базовых продуктов питания;

– улучшение управления государственными резервами продуктов питания, повышение устойчивости внутреннего рынка продуктов питания;

– обеспечение устойчивости внешней торговли для долгосрочного снабжения продуктами питания внутреннего продовольственного рынка;

– создание социально-экономических условий для обеспечения стабильного экономического и физического доступа населения к продуктам питания, в соответствии с нормами, установленными в Кыргызской Республике;

– обеспечение гарантированного доступа уязвимых слоев населения к продуктам питания;

– формирование системы по обеспечению продовольственной помощи населению в условиях продовольственных шоков;

– совершенствование государственного регулирования внутренних цен на продукты питания;

– реализацию комплекса мер государственного регулирования, направленного на стабилизацию цен, который будет применяться в случае возникновения угрозы значительного роста цен на продукты питания, что позволит сохранить доступ населения к продовольствию;

– проведение регулярного мониторинга финансовых расходов (бюджетных и внебюджетных) на мероприятия по обеспечению продовольственной безопасности и питанием населения;

– профилактику инфекционных (отравления, паразитарные заболевания) и неинфекционных заболеваний, связанных с питанием;

– защиту внутреннего рынка Кыргызстана от фальсифицированной продукции.

– подготовку соответствующих и обученных кадров, а также необходимых ресурсов для обеспечения реализации программы продовольственной безопасности и питания.

Кроме того и в обязательном порядке должна вестись жесткая и эффективная борьба с коррупцией на всех уровнях власти, каждый мздоимец и вредитель инвестиционной привлекательной страны должен быть привлечен и понести соответствующую уголовную ответственность.

Вопросами срочного реагирования должны стать обеспечение населения, промышленного и сельскохозяйственного секторов топливом, удобрением и ГСМ.

В ходе реализации мер по выходу Кыргызстана из периода пандемии коронавируса нельзя забывать и о необходимости обеспечения конституционных прав человека и гражданина. Неукоснительное и своевременное обеспечение всех социальных выплат гражданам и всем группам, подпадающим под социальную защиту – многодетным семьям, малоимущим гражданам, лицам с ОВЗ, сиротам и детям из неполноценных семей, пенсионерам и людям, проживающим в домах для престарелых и лиц, содержащихся в закрытых учреждениях. При этом все действия органов МСУ должны быть прозрачными, согласованными с населением своего региона, чтобы чаянья и нужды народа были донесены до Правительства Кыргызской Республики.

Нельзя забывать и о нуждах людей, задействованных в неформальном секторе экономики, и так называемых «самозанятых». Им также нужна материальная и финансовая поддержка со стороны государства.

Также прошу рассмотреть вопросы о возможности снижения задолженностей кыргызстанцев по оплате коммунальных услуг – электроэнергии, газового и водного снабжения, оплате за канализационные стоки и вывоз мусора, и т.д. на соответствующий период.

Не менее серьезного внимания требуют и вопросы, касающиеся образования и образовательной деятельности, как государственных учебных заведений, так и частных (коммерческих). Вынужденное дистанционное обучение привело к ощутимым пробелам в знаниях школьников, а высокая оплата за обучение в частных школах не позволяет многим родителям использовать эту форму обучения своих детей. Оплата репетиторских услуг, несмотря на то, что в Кыргызстане они значительно ниже, чем других странах СНГ и дальнего зарубежья, также многим кыргызстанцам недоступна по причине их низкой платежеспособности.

В связи с чем считаю, что Правительству КР, совместно с антимонопольной службой, необходимо пересмотреть шкалу и размеры оплаты во всех частных учебных заведениях. И, как показывают нынешние проблемы, связанные с коронавирусом COVID-19, в первую очередь, следует снизить оплату за обучение в медицинских вузах. Кроме того, требуется очень ответственная подготовка именно на бюджетной основе будущих врачей-эпидемиологов, специалистов клинической ординатуры (т.е., врачей, прошедших специализированное и углубленное последипломное обучение).

От того, насколько правильно и оперативно будут решены все вышеуказанные вопросы, зависят не только жизни всех граждан Кыргызстана, но и безопасность республики в целом.

С уважением,

Акыйкатчы (Омбудсмен)

Кыргызской Республики       

Т. Мамытов