Омбудсмен Атыр Абдрахматова: Из-за систематических недостатков по защите прав детей от насилия практически исключается возможность защиты пострадавшего малолетнего ребенка и доказывания вины преступника
Омбудсмен Атыр Абдрахматова: «Из-за систематических недостатков по защите прав детей от насилия практически исключается возможность защиты пострадавшего малолетнего ребенка и доказывания вины преступника.
В результате в обществе складывается впечатление о том, что есть возможность избежать ответственности за насилие или жестокость в отношении женщин и детей» 13 сентября 2022 года на совместном заседании Комитета Жогорку Кенеша по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции и Комитета по социальной политике состоялось обсуждение вопроса о насилии в отношении детей Омбудсмен А. Абдрахматова озвучила следующие системные проблемы в сфере защиты прав детей от насилия:
Правоохранительные органы: - заявления жертв насилия часто не принимаются; - судебно-медицинские экспертизы по данным делам не назначаются и не проводятся в срок, так как экспертиза проведенная спустя длительное время, не позволяет объективно определить моральный и физический ущерб жертве насилия; - затягиваются следственные мероприятия и принятие решений по их результатам, уголовные дела прекращаются или же переквалифицируются в другую категорию дел; - сотрудники государственных органов зачастую не заинтересованы защищать и восстанавливать права потерпевших, существуют стереотипы в отношении жертв насилия, дискриминируют, издеваются над пострадавшими детьми и женщинами, заведомо представляют потерпевших виновным в происшествии.
Министерство труда, социальной защиты и миграции: - отсутствие системной работы по выявлению детей мигрантов, оказанию социальной и правовой помощи им и их семьям; - недостаточная профилактика насилия в отношении женщин и детей в семьях, подверженных риску насилия; - родители детей, подвергшихся насилию, не действуют в интересах ребенка, а уполномоченные органы по защите детей не защищают права детей, принимают сторону родителей (недостатки в законодательстве, низкий уровень специалистов); - По Кыргызстану создано 53 местных комитета по профилактике и защите от домашнего насилия, но они не осуществляют работу на должном уровне.
Министерство образования: - нехватка социальных работников, низкий уровень профессиональной подготовки социальных работников; - нехватка и отсутствие психологов в школах; - В школах не проводятся мероприятия совместно с учащимися и их родителями по мерам обеспечения безопасности детей (медицинской, половой, психологической, информационной) - в последнее время в обществе складывается понятие, что школа несет ответственность только за образование и не отвечает за безопасность ребенка; - отсутствие профилактической работы по выявлению семей, подверженных риску насилия, и информированию органов внутренних дел, уполномоченных подразделений по защите прав ребенка.
Гарантированная государством юридическая помощь (Министерство юстиции): - отсутствие бесплатной консультативной и юридической помощи в самых отдаленных местах; - не качественно и не в полной мере выполнение государственными и муниципальными служащими, а также адвокатами их должностных обязанностей. - некомпетентность адвокатов оказывающих квалифицированную бесплатную юридическую помощь в сфере уголовного судопроизводства и дел о правонарушениях, непринятие мер по восстановлению нарушенного права в полном правовом поле; зачастую адвокаты заинтересованы в прекращении дела путем склонения потерпевшего к отказу от защиты путем сговора со стороной, нарушившей закон; требование денег с потерпевших, адвокаты защищающие в судах женщин и детей не в полной мере знают особенности защиты данной категории лиц и др. проблемы
Омбудсмен внес следующие предложения депутатам для включения в решение совместного заседания комитетов Жогорку Кенеша о принятии неотложных мер по обеспечению безопасности детей:
Кабинету Министров Кыргызской Республики:
Разработать алгоритм взаимодействия МВД, социальной защиты, органов здравоохранения и органов местного самоуправления для принятия незамедлительных защитных мер по предупреждению нарушений прав детей и повышению их ответственности;
Министерству внутренних дел Кыргызской Республики разработать единые меры по системной защите детей с уполномоченными государственными органами в области защиты детей;
Поручить Министерству внутренних дел Кыргызской Республики разработать и внедрить кнопку экстренного вызова для использования в случае необходимости;
Рассмотреть вопрос об организации специальных автобусов для перевозки детей в школу с соблюдением безопасности детей; (в городе, в небезопасных местах).
Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики:
Провести анализ прекращенных или переквалифицированных уголовных дел по фактам насилия в отношении детей и принять соответствующие меры, усилить контроль в этой сфере;
провести проверку судебно-медицинских экспертиз, проводимых по фактам насилия в отношении детей;
Дать правовую оценку своевременности проведения судебно-медицинских экспертиз и соблюдения всех сроков;
Министерству здравоохранения Кыргызской Республики:
Улучшить качество и взять под особый контроль судебно-медицинские экспертизы, назначаемые по фактам насилия в отношении детей.