Итоговая Резолюция экспертного форума «Мир. Безопасность. Развитие: Уроки военных конфликтов на границе Баткенской области КР»

19/05/2021 - 10:06

В Баткенской области по предварительным данным сгорели 78 домов, 2 школы, фельдшерско-акушерский пункт, 3 пограничных заставы, 1 детский сад, 10 автозаправочных станций, здание отделения внутренних дел и 8 магазинов. Информация таджикских властей объявивших о разрушении в трех джамоатах Исфары 14 домов и средней школы в селении Овчи Калача, ставятся под сомнение, т.к. вооруженные силы Кыргызской Республики по официальным данным не применяли оружие в отношении мирного населения и гражданских сооружений.

МВД Кыргызской Республики возбуждено 11 уголовных дел по факту вооружённого конфликта на границе с Таджикистаном по статьям 380, 381 «Преступления против мира и безопасности человечества», Статье 138 «Причинение тяжкого вреда здоровью», статье 130 «Убийство», статье 358 «Незаконное пересечение государственной границы», статье 264 «Массовые беспорядки», статье 244 «Захват заложников», статье 143 «Пытки», статье 144 «Истязания», 170 «Похищение человека», статье 200 «Кража», Статье 201 «Грабеж», статье 208 «Самовольные занятие или захват помещения, здания или сооружения», статья 210 «Уничтожение или повреждение чужого имущества» Уголовного кодекса Кыргызской Республики. По всем из отмеченных статей правоохранительными органами Кыргызской Республики проводится досудебное расследование.

Республикой Таджикистан нарушены требования нижеследующих международных соглашений и многосторонних нормативных правовых актов:

1. Устав Всеобщей декларации прав человека ООН от 1976 года;

2. Соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ) от 1991 года;

3. Алма-Атинская декларация от 1991 года о целях, принципах и основах СНГ;

4. Московская декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ от 1994 года;

5. Договор об основах межгосударственных отношений между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан от 1996 года,

6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод;

7. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, принятая резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года;

8. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года;

9. Нормы Международного гуманитарного права, которое резко осуждает совершение военных преступлений против человечества;

10. Принципы государственной и территориальной целостности в рамках многосторонних соглашений между странами ОБСЕ;

11. Резолюция 3093 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 октября 1980 года о Запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие;

12. Резолюция 1325 Совета безопасности ООН о важности роли женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов в целях поддержания мира и безопасности.

Республикой Таджикистан в 2001 году подписан и ратифицирован Статут Международного уголовного суда. Ратификация Римского Статута позволяет задействовать правовые механизмы ООН и распространить юрисдикцию Международного уголовного суда на совершенные военные преступления властей Таджикистана.

Участники экспертного форума «Мир. Безопасность. Развитие: Уроки военных конфликтов на границе Баткенской области КР» по результатам проведенных обсуждений едины во мнении, что произошедшее с 29 апреля по 2 мая 2021 года в Баткенской области на кыргызско-таджикской государственной границе действия Вооруженных сил Республики Таджикистан носят характер вооруженной агрессии и являются военным преступлением.

В результате противоправных действий с обеих сторон погибли десятки человек, в том числе детей, сотни получили ранения различной степени тяжести, тысячи мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома, которые были разрушены и сожжены. Нанесен значительный ущерб жилым строениям и объектам инфраструктуры.

Мы, участники экспертного форума выражаем готовность и призываем Президента Кыргызской Республики и официальные власти нашей страны к дальнейшим совместным действиям:

  1. Принять безотлагательные меры по признанию военных действий Республики Таджикистан актом агрессии в отношении суверенного Кыргызстана.
  2. Согласно нормам международного права, требовать от Республики Таджикистан восстановления нанесенного кыргызской стороне причиненного ущерба.
  3. Обращаемся к гражданам Кыргызской Республики с просьбой оказать всестороннее содействие сбору и формированию базы данных жертв вооруженной агрессии.
  4. Генеральной Прокуратуре Кыргызской Республики провести всестороннее расследование и обратиться в адрес Международного уголовного суда, мирового сообщества и организаций в целях привлечения к ответственности властей Таджикистана за совершенные преступления.
  5. Компетентным государственным органам Кыргызской Республики разработать обращение Спецдокладчику и в Комитеты ООН по правам человека. Выработать план дальнейших действий по предотвращению возможного повторения произошедших вооруженных столкновений в зонах рисков в приграничных районах Баткенской области.
  6. Запустить «Московский механизм» ОБСЕ для расследования конфликта на кыргызско-таджикской границе.
  7. Форуму женщин-депутатов содействовать в локализации Резолюции 1325 на местном уровне, задействовать женщин с. Аксай.
  8. Привлечь гендерный совет Жогорку Кенеша КР с участием депутатов и ОГО работе по предотвращению подобных конфликтов в будущем.
  9.