Институт Омбудсмена подводит итоги за 2016 год

01/02/2017 - 13:28

По результатам 2016 года был осуществлено 257 посещений закрытых учреждений, возбуждено несколько уголовных дел и проведен мониторинг 1575 судебных процессов. Надо отметить, что присутствие сотрудников Института Омбудсмена КР так или иначе дисциплинирует судей. Это не осталось незамеченным со стороны простых граждан, которые все чаще просят представителей Института Омбудсмена прийти на заседания.

В ходе мониторинга судебной практики, проведенных Институтом Омбудсмена Кыргызской Республики  были зафиксированы неоднократные случаи привлечения насильников несовершеннолетних (малолетних) к уголовной ответственности по статье 132 УК КР (Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста), срок лишения свободы по которой до трех лет, тогда как  по статье 129 УК КР (Изнасилование), санкции намного жестче.  При этом формальными основаниями для данной переквалификации являются следующие факторы: широкий возрастной ценз объекта преступления по статье 132 УК КР, а также отказ потерпевших (в том числе малолетних) от поддержания первоначально предъявленного обвинения по статье 129 УК КР (Изнасилование) в силу различных причин.

  Омбудсмен КР Кубат Оторбаев считает, что даже при отсутствии показаний об изнасиловании, суды не должны брать за основу мнимую «добровольность» полового акта с малолетними, т.к. их психическое и физическое состояние никак не позволяет им (в полной мере) ощутить свою половозрелость, а следовательно и тягу к половым сношениям.

В этой связи, Омбудсменом КР были внесены предложения к субъектам права законодательной инициативы об изменении и дополнении действующего законодательства Кыргызской Республики, с целью ужесточения уголовного наказания для насильников несовершеннолетних

На основе данных предложений был разработан проект закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (Уголовный кодекс КР, Уголовно-процессуальный кодекс КР)» и были проведены общественные обсуждения с участием соответствующих субъектов гражданского сектора и заинтересованных государственных органов.

  Также в целях совершенствования законодательства Кыргызской Республики Институтом Омбудсмена КР была рассмотрена 31 законодательная инициатива. В нормотворческие органы было предложено 26 законодательных инициатив. В Конституционную палату Верховного суда КР было направлено 2 представления.

В своей правозащитной деятельности Омбудсмен Кубат Оторбаев тесно сотрудничает с государственными органами, международным сообществом и гражданским сектором. По результатам совместных обсуждений с ними в 2016 годубыла разработана Стратегия развития Института Омбудсмена КР на ближайшие пять лет и План действий по ее реализации. При разработке Стратегии развития Омбудсмен КР Кубат Оторбаев учитывал нынешние реалии, чтобы охватить все наболевшие вопросы, беспокоящие общество: это борьба с пытками, соблюдение прав ребенка, противодействие сексуальному насилию в отношении детей, соблюдение прав мигрантов и их семей, прав лиц с психическими расстройствами, необходимость реформирования судебной и правоохранительной системы и так далее.

В 2016 году успешно развивалось сотрудничество с уполномоченным по правам человека в Казахстане Аскаром Шакировым. Ярким примером взаимодействия между структурами можно назвать ситуацию на пограничном контрольно-пропускном пункте «Кордай» - «Ак Жол». Условия его прохождения не соответствовали никаким международным нормам: зимой люди были вынуждены по 2-3 часа стоять на морозе, а летом - под палящим солнцем в ожидании очереди на пограничный досмотр. После вмешательства Омбудсмена Кыргызской Республики Кубата Оторбаева на пограничном пункте "Кордай" произошли перемены. Акыйкатчы обратился с письмом к президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву и уполномоченному по правам человека в Республике Казахстан Аскару Шакирову с просьбой обратить внимание на бесчеловечные условия на КПП "Кордай" и действия сотрудников Пограничной службы Республики Казахстан. Казахский Омбудсмен Аскар Шакиров отметил, что как только он получил письмо, незамедлительно был направил запрос в Пограничную службу, а своих сотрудников отправил на КПП в целях мониторинга. В ходе мониторинга 8 сентября Кубат Оторбаев лично пересек границу и положительно оценил работу, проведенную на КПП силами Пограничной службы Казахстана. В частности, на пропускном пункте была снесена одна сторона железной клетки, коридор для прохода расширен, были установлены скамейки на площадке ожидания. Самое главное, если раньше на принимающей стороне КПП работали лишь два сотрудника в двух окнах, то сейчас количество сотрудников, которые непосредственно проверяют документы через систему в компьютере, были увеличены до десяти, а также были установлены дополнительные окна для проверки документов. Таким образом, пропускная способность принимающей части КПП "Кордай" была увеличена в разы. Условие и пропускная способность провожающей части КПП "Кордай" со стороны Казахстана также были улучшены путем открытия дополнительных окон. Необходимо отметить, что Аскар Шакиров одним из первых поддержал инициативу Кубата Оторбаева о создании единого координирующего органа, который объединил бы уполномоченных по правам человека стран ЕАЭС, а может и всех бывших союзных республик.

Также можно отметить положительное взаимодействие с Омбудсменом Узбекистана Улугбек Мухаммадиев. Благодаря совместной работе кыргызстанка Дилноза Джурабаева, которая находилась в Центре временного содержания несовершеннолетних в Екатеринбурге, 3 декабря вернулась к родителям в Кыргызстан. Ранее сообщалось, что девочка родилась в Узбекистане, а потом семья переехала в Екатеринбург. Маму выдворили из России, а дочь осталась. У девочки не было даже свидетельства о рождении. Для разрешения этого вопросаКубатом Оторбаевым было направлено официальное обращение к уполномоченному по правам человека в Узбекистане. Кроме того, в личной устной беседе с начальником управления по защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства Генеральной прокуратуры Узбекистана Кубат Оторбаев изложил суть сложившейся ситуации. Из Узбекистана в Россию направили справку, подтверждающую, что Дилноза действительно родилась в Узбекистане.

В расширении многосторонних отношений Кыргызской Республики с Российской Федерацией важное значение имели официальные встречи Омбудсмена КР Кубата Оторбаева с Уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой. В Москве Омбудсмен КР Кубат Оторбаев и Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова подписали соглашение о двустороннем сотрудничестве омбудсменов

Уполномоченный по правам человека в РФ отметила, что в соглашении предусмотрены четыре направления сотрудничества: оказание помощи гражданам Кыргызстана в России, гражданам России в Кыргызстане, обмен информацией, в том числе и в законодательной сфере о нарушениях, и о той помощи, в которой нуждаются люди, направление, связанное с обменом положительных практик, обучением и четвертое направление – развитие международного сотрудничества.

Также благодаря совместной работе Института Омбудсмена КР и МИД КР в Дубае была найдена девушка из Кыргызстана, которую пытались заставлять заниматься проституцией. Генеральное консульство в ОАЭ смогло организовать перелет В. А. в Кыргызстан.

Сотрудники Института Омбудсмена КР организовали встречу девушки и ее мамой, а также с ее детьми в возрасте 7 и 3 года в международном аэропорту «Манас» и довезли семью до дома. Семья выразила большую благодарность Институту Омбудсмена КР и генеральному консульству в ОАЭ за оказанную помощь в возвращении девушки на родину.

       За 2016 год Институтом Омбудсмена КР были подготовлены 10 Специальных докладов:

  1. Права лиц находящихся в Республиканской психиатрической больнице (РПБ) Кызыл-Жар
  2. Насилие в отношении детей
  3. О состоянии социально-правовой защиты сотрудников ОВД КР
  4. Новостройки г. Бишкек: право на достаточное жилье и иные социальные, экономические и культурные права
  5. Право на судебную защиту
  6. Соблюдение  трудовых прав женщин
  7. Соблюдение репродуктивных прав женщин в контексте на безопасные и бесплатные роды
  8. Соблюдение прав и свобод этнических кыргызов, переселившихся в Кыргызскую Республику
  9. Соблюдение прав граждан во время призывного процесса
  10.  Соблюдение прав военнослужащих

Количество обращений в адрес Института Омбудсмена КР растет не потому, что в республике чаще стали нарушать права граждан, а в связи с тем, что Институт расширил перечень направлений своей деятельности. Большую роль в усилении доверия граждан к Институту Омбудсмена сыграло то, что на пост Омбудсмена КР вступил человек, который ранее соприкасался в своей деятельности с основными проблемами населения, что объясняет увеличение числа обращений граждан.