Аппарат Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики Центр стратегического анализа, диалога и развития в ЦА. Мониторинг предвыборного периода и за ходом голосования на выборах в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики

29/11/2021 - 09:37

            Целью мониторинга является реализации конституционных прав граждан Кыргызской Республики право избирать и быть избранными, придавая большое значение обеспечению защиты избирательных прав граждан в обеспечении безопасности здоровья граждан и соблюдении норм для защиты от коронавирусной инфекции.

            Задачей мониторинга Аппарата Омбудсмена - показать реальную картину подготовки и проведения выборов, как реализуются избирательные права граждан, обеспечение доступа лицам с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), с доступом к информации, к избирательным участкам.

            В данном мониторинге 27 и 28 ноября 2021 года принимали участие: сотрудники Центрального Аппарата Омбудсмена  и  региональных представительств. В г. Бишкек осуществлен мониторинг в 41    УИК (1004, 1006, 1014, 1017, 1020,  1023, 1026, 1034, 1036, 1041, 1044, 1051, 1052, 1060,

1103, 1105, 1106,  1111, 1112,  1122, 1132, 1135,  1157, 1160, 

1209, 1211, 1213, 1216, 1219, 1220, 1225,  1226, 1230, 1232, 

1324, 1328, 1335, 1336, 1339, 1342, 1343,); В областях республики осуществлены наблюдения за ходом голосования в 30 УИК (7044, 7115, 7122,  7170,  7180, 7194, 7214, 7414, 8009, 8072, 8073, 8077, 8089, 2050, 2101, 2102, 2112, 2399, 5275, 5278, 5285, 5289, 4038, 4067, 4069, 3141, 3153, 3202, 6075,6105, ). Всего по республике было охвачено  71 УИК.

            Мониторинг состоял из трех этапов:

            1. Мониторинг предвыборной кампании (с 20-26 ноября).

            2. Мониторинг хода голосования (27-28 ноября).

          3.Мониторинг поствыборного периода (29 ноября-по 5декабря)

 

            По первому этапу мониторинга, на местах были изучены вопросы, связанные с подготовкой к выборам и процессом агитации. Для этого Аппаратом Омбудсмена совместно с Центром стратегического анализа, диалога и развития в Центральной Азии CASCADD разработан специальный опросник, состоящий из 25 вопросов. Обработке результатов опроса будет уделено отдельное внимание тем сферам, которые респонденты отметили как проблемные.

К примеру:

Использование административного ресурса и подкуп голосов:

            На вопрос «Сталкивались ли Вы, Ваши близкие, или знакомые с применением административного ресурса во время агитационной кампании предстоящих парламентских выборов?» из 552 опрошенных 115 человек ответили положительно.

            На вопрос «Сталкивались ли Вы, Ваши близкие, или знакомые с подкупом голосов в ходе агитационной кампании предстоящих парламентских выборов?» 155 человек ответили, что в ходе предвыборной агитации столкнулись с фактами подкупа голосов со стороны кандидатов и политических партий.

Роль СМИ в предвыборном процессе:

  • 113 человек согласились, что СМИ используются кандидатами в депутаты в качестве инструмента по «очернению» своих оппонентов;
  • 328 человек отметили, что они не получают достаточную информацию о программах кандидатов и политических партий через СМИ;
  • 169 человек указало, что они не получают достаточную информацию в СМИ о процедурах голосования.

            Вопросы безопасности:

  • 70 человек указало, что они наблюдают призывы к насилию через социальные медиа и СМИ;
  • 101 человек указал, что они наблюдают в СМИ и социальных медиа (группы WhatsApp, Telegram, Facebook и другие) статьи/новости/заявления, дискредитирующие этнические, гендерные или религиозные меньшинства;
  • 84 человека указало на давление на избирателей в пользу определенного кандидата или политическую партию;
  • 49 человек подтвердило давление на членов избирательных комиссий.

            Результаты мониторинга реестра жалоб при ЦИК КР:

            На утро 26 ноября 2021 года на сайте ЦИК КР[1] опубликовано 146 жалоб, относящихся к ряду нарушений во время предвыборной кампании. Наибольшее количество жалоб получено в связи с использованием кандидатами в депутаты ЖК КР административного ресурса, фактами подкупа голосов, а также в связи с нарушениями относительно размещения агитационного материала.

В таблице выше указано около 180 жалоб в связи с тем, что согласно данным с Реестра жалоб некоторые заявления включали в себя несколько категорий нарушений, поэтому они были сегрегированы согласно их категориям.

Из 146 жалоб, опубликованных в Реестре жалоб и нарушений на сайте ЦИК КР, по большинству из них (88) уже приняты соответствующие решения:

  • 56 Решений ЦИК КР/ОИКов;
  • по 12 заявлениям расследования прекращены в виду отсутствия состава преступления или проступка;
  • по 18 – материалы списаны в номенклатурные дела;
  • по 2 жалобам факты не подтвердились.

Статус остальных жалоб находится в стадии рассмотрения в Рабочих группах, профильных государственных органах, проводится досудебное расследование или проверка либо материалы направлены в суд.

 

 

В связи с вышеизложенным Аппарат Омбудсмена просит соответствующие уполномоченные органы, ЦИК КР и окружные избирательные комиссии организовать справедливые и честные повторные выборы (в случае назначения) с условиями обеспечения безопасности для избирателей в реализации их права избирать и кандидатов в депутаты в реализации их права быть избранными.

 

27 ноября день голосования вне помещения

 

            На выборах Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по единому избирательному округу проголосовали 12 137 избирателей из 13 481 избирателей, по одномандатному избирательному округу проголосовали 11 616 избирателей из 13 009 избирателей, которые ранее подавали заявления для голосования вне избирательных участков.

            Сотрудники Центрального Аппарата и региональных представительств Омбудсмена во всех областях осуществили мониторинг хода голосования вне помещения.

            Особое внимание в ходе мониторинга было обращено на соблюдение всеми участниками избирательного процесса, в частности нормативных правовых актов о выборах, реализации защиты прав граждан избирать и быть избранными, обеспечения безопасности здоровья, соблюдения норм защиты от коронавирусной инфекции.

            Между тем, одновременно Аппарат Омбудсмена информировал граждан через СМИ при обнаружении любых фактов нарушения избирательного законодательства сообщать о них на «Горячую линию 115» Аппарата Омбудсмена (звонки на номер 115 являются бесплатными с любых операторов сотовой и стационарной связи), в Центральный Аппарат (Штаб) и во все областные представительства Аппарата Омбудсмена.

            Необходимо отметить, что каждый голос важен, право сделать выбор гарантировано Конституцией, но этого права лишены лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы с момента вынесения судом обвинительного приговора. Однако эта мера не распространяется на тех, чья вина ещё не доказана в суде - те, кто находится в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, свой гражданский долг исполнить могут. И имеют полное право рассчитывать на все гарантии, что чётко прописаны в законодательстве Кыргызской Республики.

            Поэтому сотрудниками Аппарата Омбудсмена осуществлены мониторинги голосования вне помещений в ИВС города Джалал-Абад (с 9:00 до 10:50).

            При голосовании вне помещения присутствовал начальствующий состав ГОВД и, что важно, было много наблюдателей из гражданского состава. К сожалению, задержанные в ИВС не знали про кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша, поскольку в закрытых учреждениях не было проведено ни одной агитации.

            Кроме того, руководитель Аппарата Омбудсмена, посетил УИК-1121, чтобы ознакомиться с организацией голосования для маломобильных групп населения и реализацией избирательных прав в СИЗО СИН при Министерстве юстиции КР.

            В ходе мониторинга руководитель Аппарата Омбудсмена обсудил с председателем УИК готовность работы комиссии с избирателями, побеседовал с наблюдателями ОБСЕ Паппалардо Алессия, Дмитрием Ларионовым.

            По информации председателя УИК, всего по списку было 140 обращений (заявок) из СИЗО-1 г. Бишкек. После соответствующей проверки документов выяснилось, что всего 123 избирателя сделали биометрию, из них некоторые освобождены или переведены в исправительные колонии. В итоге в день голосования 100 избирателей проголосовали, 6 бюллетеней были возвращены.

            Итоги мониторинга были проанализированы в Аппарате Омбудсмена, работа избирательных комиссий в целом была организована на должном уровне. Вместе с тем, в ходе мониторинга представителями Акыйкатчы (Омбудсмена) было отмечено основное нарушение избирательного права – в виде неточности списков избирателей.

            В связи с вышеизложенными Аппарат Омбудсмена просит соответствующие уполномоченные органы, ЦИК КР и окружные избирательные комиссии в обязательном порядке информировать контрольные и окончательные списки избирателей через средства массовой информации и иные телерадиоорганизации.

 

28 ноября день наблюдения за ходом голосования

           

Выборы являются основным инструментом реализации народного суверенитета, формирования и выражения общественного мнения. В Конституции Кыргызской Республики закреплено, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа, и соответственно этому определены избирательные права граждан.

В ходе мониторинга установлены нарушения процедуры голосования и работы участковых избирательных комиссий и ответственных органов, обязанных обеспечить техническую готовность автоматически считывающие урны (далее АСУ).

Следует отметить, что в основном периодически не работали во многих участках АСУ, аппарат для идентификации биометрических данных, в связи с чем выстраивалась огромная очередь избирателей, что противоречит санитарно-эпидемиологическим требованиям в период пандемии. Подобные ситуации были отмечены по всей республике.

Аппарат Омбудсмена отмечает, что практически во многих избирательных участках остро требуются технические специалисты, которые могли бы на месте оперативно решать технические проблемы системы АСУ.

К примеру, на участке №1330 избиратель прошел идентификацию, но принтер не распечатал чек. Соответственно, без чека бюллетень не был выдан. В связи с чем избиратель не смог проголосовать на данном участке.

Таким образом, из-за технической ошибки и неработающего принтера, три избирателя не смогли реализовать свои конституционные права. По данному факту Аппарат Омбудсмена сообщило в горячую линию ЦИК КР. (На что получен ответ о том, что в законе не предусмотрен альтернативный  выход из положении.)

Также, некоторые наблюдатели зафиксировали тот факт, что бюллетени для многих граждан, особенно для пожилых были непонятными, было сложно использовать бюллетень для голосования.

На участке №1003 избирателям Ленинского района, выдали список кандидатов-одномандатников по Первомайскому району. Поэтому поводу председатель УИКа, пояснила о том, что из-за нехватки избирателей по Первомайскому району их вынуждены были распределить по районам.

По данному инциденту ЦИК дал свое пояснение, что при нарезке одномандатных округов, учитывая плотность населения, 11 участков Ленинского района отнесли к Первомайскому району. В итоге большое количество избирателей отказались вообще голосовать.

На участке №1157  по ошибке членов избирательной комиссии избиратель расписался вместо другого избирателя (являются родственниками), вследствие чего один из избирателей не смог проголосовать.

На участках №№ 1014, 3202 бюллетени для голосования по одномандатному округу были только на государственном языке. Отсутствие на избирательных участках бюллетеней для голосования на государственном или официальном языках является нарушением законодательства о выборах.

Следует отметить, что многие избиратели не были проинформированы о том, что за 90 дней до голосования, то есть до 28 августа 2021 года, если избиратель менял свою прописку должен был включен по новому адресу как член местного сообщества, как постоянно проживающий человек на основании заявления. Если он не был включен, то он по одномандатному округу будет голосовать по прежнему место жительству, и не смогли проголосовать из-за отсутствия своих данных на этих избирательных участках.

По процедуре голосования также следует отметить, что не всем избирателям было известно о процедурах голосования, в случае вопросов им оказывалась помощь со стороны членов УИК. В целом сотрудники УИКов удовлетворительно справлялись с управлением процесса голосования.

На некоторых участках отсутствовали специальные трафареты для лиц с ограниченными  возможностями здоровья, имеющими проблемы со зрением, что является нарушением избирательных прав ЛОВЗ, гарантированных национальным законодательством. Более того, в отдельных УИК пандусы несоответствовали стандартам, что также подтверждается гражданином М. Асангариевым.[2]

В связи с пандемией, на УИКах действовал алгоритм обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности. Согласно данному алгоритму наблюдатели отслеживали его исполнение. В итоге были замечены следующие нарушения в факторе по процедурам обеспечения голосования от коронавируса на УИКах:

  • не все УИКи были обеспечены средствами индивидуальной защиты;
  • не во всех УИКах измерялась температура у избирателей и предоставлялись маски;
  • не во всех УИКах проводилось проветривание помещения, дезинфекция спиртовой салфеткой оборудования по идентификации до и после проведения процедуры идентификации каждого избирателя, дезинфекция кабинок для голосования и АСУ не менее двух раз каждые 60 минут.

В большинстве УИКах перед вскрытием ящиков для голосования не производилась обработка поверхностей антисептическим средством. Несоблюдение алгоритма обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности на УИКах является риском распространения коронавирусной инфекции как для членов УИКов, наблюдателей, так и для избирателей.

Несмотря на заявленные усилия высшим руководством страны по обеспечению прозрачных и честных выборов, наблюдалась недостаточная подготовка со стороны ЦИК в части обеспечения граждан достоверной информацией путем применения информационных порталов: наблюдались расхождения данных по явке избирателей в период с 08:00 до 10:00 часов; также различались данные по явке и в другие промежутки времени - первоначально на информационном ресурсе https://newess.shailoo.gov.kg по состоянию на 14:00 отмечено 602 432 избирателя, на другой избирательной информационной системе http://ess.shailoo.gov.kg по состоянию на 14:00 количество зарегистрированных избирателей составило 880 832 человека.[3]

Позже, как всем нам известно на сайте «Информационной избирательной системы» ЦИК после завершения голосования на парламентских выборах [после 20:00] были сбои.

Сумма первых данных по единому округу была больше 100%. Позже данные исчезли и сайт не отображал информацию. Еще через некоторое время сайт обновился, но уже с другими данными. Согласно первым данным количество партий набравших 5% барьер составлял 10 партий по уточненным данным их количество сократилось до 6 партий.[4] Отмеченные сбои свидетельствуют о плохой подготовленности ЦИК к избирательному процессу, тем самым подрывая доверие избирателей к выборным процессам, что послужило основанием для политорганизаций не признания итогов выборов.

Председатель Центральной избирательной комиссии по проведению выборов Нуржан Шайлдабекова прокомментировала сбои на сайте 28 ноября после завершения голосования на выборах депутатов Жогорку Кенеша.

«Центризбирком разработал 2 программы в соответствии с новой системой избрания депутатов — Программа автоматического подсчета голосов в урне и Программа свода данных и отображения данных с участков. То, что сейчас видно на экране — это система свода и отображения данных. В каждой урне есть запрограммированная система подсчета голосов избирателей. Вместе с тем эта система содержит большое количество данных. То что на экране, это основная наша система».

По ее словам, для того, чтобы улучшить визуальную подачу отображения данных для тех, кто использует данные, была введена внешняя таблица: “Она удобна, она берет данные с основного сервера и отображает на сайте в удобном виде”,- сообщила глава ЦИК.

«С правой стороны, - как отметила Шайлдабекова, - идет информация о подсчетах АСУ, с левой стороны — просто таблица для более удобной визуализации итогов голосования. И в этой таблице у нас некорректно маленькая формула была заложена. Поэтому она взяла данные с основной таблицы и некорректно отобразила их — прибавила 2 позиции, которые не должны были прибавляться. Это было сразу замечено и была внесена во внешнюю диаграмму. Это только программа отображения. В основной системе сбоев никаких нет, все системы работают надежно. Очень легко проверить подсчет данных. В УИКах все наблюдатели получают отчет итогов голосования с АСУ до ручного подсчета. Каждый может сверить данные на сайте», - объяснила глава ЦИК.

Через некоторое время сайт обновился, но уже с другими данными.

 

Результаты мониторинга в день голосования по 61 УИКу согласно форме отчётности для наблюдателей Аппарата Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики:

 

  1. Время открытия избирательного участка (количество УИКов):

  1. По фактору Состояние избирательного участка наблюдатели зафиксировали следующие нарушения:
  • Сложность нахождения и физического доступа к участкам для избирателей отметили три наблюдателя (УИК 1157 – сложность нахождения, УИКи 3153, 1036 – сложность доступа к избирательному участку);
  • Наличие признаков агитационных материалов на УИКах отметили два наблюдателя;
  • Из 61 УИКа на 2 не было запасных АСУ в случае их сбоя.

 

  1. Данные по фактору Представители избирательного участка показали, что:
  • На большинстве УИКах наблюдатели отметили, что сотрудники избирательных участков хорошо обучены и знают о процедурах голосования;
  • Не на всех УИКах была проведена жеребьевка по распределению ролей среди членов избирательной комиссии:

  • Только на 53 УИКах (из 61) председатель избирательной комиссии предоставил возможность визуально ознакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки избирателей;
  • На наблюдаемых УИКах не выявлены признаки давления и страха на членов УИКов со стороны председателя УИК или посторонних людей;
  • На 58 УИКах председатель предъявил для осмотра присутствующим наблюдателям пустые ящики для голосования;
  • Один инцидент драки между сотрудником милиции и избирателем зафиксирован на УИКе 1157 из-за нарушения со стороны избирателя.

 

  1. Относительно Материалов для голосования наблюдатели согласились с тем, что:
  • материалов было достаточно (на 59 УИКах), однако на 2 УИКах наблюдатели зафиксировали недостаточность материалов на официальном языке;
  • на УИКе №2399 урны для голосования (АСУ) не были расположены на виду у наблюдателей, что создавало препятствие для мониторинга тайны голосования;
  • не все наблюдатели были проинформированы относительно первоначального количества бюллетеней на избирательном участке (УИКи 1014, 1339);
  • наличие стендов с образцами заполненных избирательных бюллетеней и информационными материалами о всех кандидатах, политических партиях, зарегистрировавших списки кандидатов, с указанием порядкового номера каждого кандидата:

на 1 УИКе информация предоставлялась в виде Сборника, что противоречит требованиям оформления избирательного участка в день голосования.

 

  1. По Спискам избирателей замечены следующие нарушения:
  • На 17 УИКах избиратели не смогли найти себя в списках избирателей.

 

  1. По Процедурам голосования следует отметить:
  • На большинстве УИКов проведена идентификация избирателей по отпечатку пальцев, однако были случаи сбоя оборудования (на 8 УИКах) и некоторых избирателей допускали к голосованию только по фотофиксации;
  • На всех наблюдаемых УИКах проведена идентификация избирателя по удостоверению личности;
  • На 7 УИКах на бюллетенях отсутствовала официальная печать, характерная для избирательного участка, и / или подпись должностного лица избирательного участка;
  • На 3 УИКах наблюдалось семейное голосование (наличие более 1 избирателя в кабине);
  • Голосования за пределами кабин для голосования не наблюдалось;
  • Новые процедуры голосования для некоторых избирателей оказались достаточно сложными (зафиксировано на 10 УИКах); на большинстве УИКах таким избирателям оказывалась помощь со стороны сотрудников избирательных участков;
  • На 3 УИКах зафиксированы чрезмерные задержки в администрировании выборного процесса;
  • На 4 УИКах наблюдатели отметили, что представителям или доверенным лицам кандидатов не разрешено наблюдать за голосованием и подсчетом голосов в соответствии с законом;
  •  На 1 УИКе были замечены попытки представителей доверенных лиц кандидатов вмешиваться в избирательный процесс или они пытались побудить избирателей голосовать за конкретного кандидата;
  • На УИКе №1020 был замечен массовый подвоз избирателей;
  • На 3 УИКах отметили присутствие посторонних лиц;
  • На 3 УИКах замечены избиратели, пришедшие после 20:00.
  1. По фактору Право избирать для ЛОВЗ были отмечены следующие нарушения:
  • На вопрос «Присутствует ли на избирательном участке пандус или кнопка вызова помощи для лиц с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного входа и голосования» наблюдатели отметили следующее:

 

 

  • Присутствуют ли на избирательном участке специальные места стоянки личного автотранспорта для избирателей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Размещены ли на информационном стенде материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением шрифта Брайля?

           

 

 

Краткое резюме основных нарушений в процессе голосования:

 

– сбои в работе автоматизированных систем учета голосов, что в последствии привело к отдельным фактам ограничения/нарушения права избирателей в процессе проходящих выборов (данные факты в большей своей части возникли в результате ненадлежащей подготовленности той или иной избирательной комиссии);

– ненадлежащая подготовленность к обеспечению доступа ЛОВЗ к выборным процессам, т.е. в отдельных УИК отсутствовали пандусы, наличие которых является обязательным требованием;

– нарушения тайны голосования (имели место случаи, когда члены избирательной комиссии стояли в непосредственной близости с избирательными урнами, а в отдельных случаях даже опускали бюллетени в урны вместо избирателей);

– несоблюдение санитарных норм и требований, а именно – безопасной социальной дистанции, как между самими избирателями, так и между избирателями и членами УИК; также отмечалось отсутствие на лицах ряда избирателей и членов УИК медицинских масок;

– единичные факты воспрепятствования деятельности сотрудников Аппарата Омбудсмена (т.е. не допуск их к проведению мониторинга со ссылкой на необходимость получения направления со стороны ЦИК КР);

– жалобы отдельных граждан на подкуп избирателей, к примеру, при одном из таких эпизодов присутствовал сотрудник аппарата Омбудсмена, который дал необходимые разъяснения гражданину, нарушавшему законодательство КР и находился на месте инцидента до приезда сотрудников милиции;

– нарушения в виде проведения агитации во время выборов;

- отсутствие в помещении для голосования стендов с образцами заполненных избирательных бюллетеней и информационными материалами о всех кандидатах, политических партиях, зарегистрировавших списки кандидатов, с указанием порядкового номера каждого кандидата;

- не обеспечена безопасность Программ свода данных и отображения данных с участков.

 

            Рекомендации:

 

            Кабинет министров Кыргызской Республики

 

1. Поручить Государственной регистрационной службе Кыргызской Республики провести работу по улучшению количественных и качественных показателей списка избирателей на территории республики, а также обеспечить информированость избирателей с полным охватом республики.

2. Предусмотреть обеспечение бесперебойной работы аппаратур на всех избирательных участках.

3.   Принять меры в соответствии с законом Кыргызской Республики в отношении ответственных лиц за сбой АСУ.

4. Провести независимый аудит технического состояния АСУ на предмет их защиты от внешнего воздействия  во время проведения выборов.

5. Правоохранительным и другим профильным органам необходимо провести расследование в рамках обеспечения национальной безопасности страны, а также Концепции информационной безопасности Кыргызской Республики относительно фактов сбоя информационных систем в день голосования, обеспечения защиты персональных и биометрических данных, и принять соответствующие меры в отношении разработчиков данных программ и ЦИК.

6. Отметить недостаточность работы ЦИК КР по процедурным и техническим вопросам.

7. Обеспечить безопасность Программы автоматического подсчета голосов в урне и Программы свода данных и отображения данных с участков.

 

Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР.

 

  1. Совершенствовать работу по обучению членов участковых избирательных комиссий своим должностным обязанностям, работе со списками избирателей, а также правилам организации помещения для голосования.
  2. Разработать эффективные методы информирования граждан о процедурах голосования.
  3. Принять меры по обеспечению надлежащего качества связи автоматических считывающих урн на участковых избирательных участках с центральным сервером.
  4. Обеспечить открытость и гласность по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей с представителями кандидатов, политических партий, наблюдателями, представителями средств массовой информации с произведением фотографирования, кино-, видеосъемки с места, определенного председателем участковой избирательной комиссии, обеспечивающего обзор и не препятствующего работе участковой избирательной комиссии.
  5. Рассмотреть алтернативный выход в случае не выдачи чека из аппарата идентификации личности, для получения дополнительного бюллетеня для голосования.

 

 

 

 

[1] Реестр жалоб и нарушений, поступивших в период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, назначенных на 28 ноября 2021 года, Офийиальный сайт ЦИК КР, доступно на: https://shailoo.gov.kg/ru/reestr-zhalob-i-narushenij-vybory-JK-28-11-2021/

[2] https://reporter.kg/asangariev-dobushkanalarda-mymkynchylygy-chektelgend...

[3] https://pk.kg/news/inner/shajloogo-katyshkandardyn-sany-bshknyn-eki-sajt...

[4] https://kg.akipress.org/news:1746778/?from=kgnews&place=maincats