Аппарат Омбудсмен КР: «Решение коменданта г. Бишкек правомочно, однако сотрудники комендатуры и правоохранительных органов должны относиться к личному имуществу граждан с таким же ответственным и бережным отношением, как и к государственному имуществу»
Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Кодекс о нарушениях по-разному рассматривают понятие «изъятие имущества». В данном случае следует руководствоваться нормами Кодекса о нарушениях (КоН), где «изъятие имущества» предусматривается в качестве дополнительных правовых последствий нарушения и является мерой принуждения, направленной на предотвращение совершения новых нарушений. Так, согласно пункту 3 статьи 28 КоН, «дополнительные правовые последствия нарушения применяются независимо от категории нарушения и могут быть применены и в случаях, когда они не предусмотрены в санкции статьи (части статьи), особенной в части настоящего Кодекса».
Кроме того, пункт 4 этой же статьи гласит, что «дополнительное правовое последствие нарушения в форме изъятия имущества применяется также в случаях совершения физическим лицом деяния до достижения им возраста, с которого может наступить ответственность за нарушение».
Учитывая вышесказанное, считаем, что при «временном изъятии велосипеда» (в каждом конкретном случае) сотрудники комендатуры и правоохранительных органов республики обязаны составить полную и детальную опись изымаемого велосипеда, начиная от его модели и вплоть до количества спиц на колесах, состояния покрышек и каждой царапины на велосипеде. При этом опись и физическое состояние велосипеда необходимо зафиксировать не только на бумажном носителе, но и на видеокамеру (можно, сотового телефона), с обязательным предоставлением хозяину велосипеда копии данных видеозаписей и описи. Это позволит избежать каких-либо недоразумений или спорных ситуаций при возврате комендатурой города велосипедов их хозяевам. Сотрудники комендатуры и правоохранительных органов должны относиться к личному имуществу граждан с таким же ответственным и бережным отношением, как и к государственному имуществу.
На основании изложенного, аппарат Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республике сообщает, что: 1) данные требования коменданта города Бишкек являются законными и органы комендатуры полномочны временно изымать велосипеды, в случае нарушения режима чрезвычайного положения; 2) населению городов и областей Кыргызстана, в которых объявлено чрезвычайное положение, необходимо неукоснительно следовать требованиям комендантов, соблюдать режим самоизоляции, правила личной гигиены и противовирусных процедур, а также предписание, в данном случае коменданта А. Орозалиева, о возможности выхода из дома с целью посещения поликлиник или больниц, приобретения продуктов питания и лекарственных средств в радиусе, не превышающем 1,5 км от места жительства.
Справочно: Статья 28 Кодекса КР о нарушениях, принятого 1 января 2019 г. («Понятие, виды и условия применения дополнительных правовых последствий нарушения»), гласит:
1. Дополнительными правовыми последствиями нарушения являются меры принуждения, направленные на предотвращение совершения новых нарушений или на обеспечение исполнения штрафа.
2. Дополнительными правовыми последствиями нарушения являются:
1) пеня;
2) изъятие имущества;
3) принудительная эвакуация транспортных средств на специализированную стоянку, применение блокираторов колес или других видов приспособлений;
4) отстранение от управления транспортным средством.
3. Дополнительные правовые последствия нарушения применяются независимо от категории нарушения и могут быть применены и в случаях, когда они не предусмотрены в санкции статьи (части статьи) Особенной части настоящего Кодекса.
4. Дополнительное правовое последствие нарушения в форме изъятия имущества применяется также в случаях совершения физическим лицом деяния до достижения им возраста, с которого может наступить ответственность за нарушение.
(В редакции Закона КР от 21 февраля 2019 года №29)