Выписки из Законов КР о деятельности Акыйкатчы (Омбудсмена) КР

Выписка из Закона КР О защите государственных секретов Кыргызской Республики

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 15 декабря 2017 года № 210 (15)

О защите государственных секретов Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)

Статья 16. Особый порядок допуска к государственным секретам

1. На период исполнения своих полномочий и должностных обязанностей к государственным секретам без согласования с уполномоченным государственным органом и без проведения проверочных мероприятий допускаются:

1) лица, занимающие отдельные политические государственные должности:

а) Президент Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики;

б) депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и члены Кабинета Министров Кыргызской Республики;

в) руководитель Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

г) руководитель государственного органа, находящегося в ведении Президента Кыргызской Республики, руководитель административного ведомства при Кабинете Министров Кыргызской Республики;

д) секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики;

е) заместитель Председателя Совета безопасности Кыргызской Республики;

ж) Государственный секретарь Кыргызской Республики;

2) лица, занимающие отдельные специальные государственные должности:

а) председатель, заместитель председателя, судья Верховного суда Кыргызской Республики;

б) председатель, заместитель председателя, судья Конституционного суда Кыргызской Республики;

в) председатель, заместитель председателя, судья местного суда;

г) Генеральный прокурор Кыргызской Республики;

д) председатель Национального банка Кыргызской Республики;

е) председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;

ж) председатель Счетной палаты Кыргызской Республики;

з) Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики;

и) начальник Генерального штаба Вооруженных сил Кыргызской Республики;

3) адвокаты, участвующие в качестве защитников или представителей в уголовном судопроизводстве по делам, содержащим сведения, составляющие государственные секреты, допускаются к таким сведениям, с уведомлением уполномоченного государственного органа, без проведения проверочных мероприятий.

2. Лица, указанные в подпунктах "б", "в", "г", "д", "е", "ж", пункта 1 и в пункте 2 части 1 настоящей статьи, предупреждаются о неразглашении государственных секретов, ставших им известными в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении к ответственности в случае их разглашения, о чем у них отбирается соответствующее обязательство. У лиц, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, отбирается обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственные секреты, в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

Сохранность государственных секретов в таких случаях также гарантируется путем установления ответственности указанных лиц уголовным законодательством и законодательством о правонарушениях Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)


Выписка из Закона КР О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 31 октября 2002 года N 150

О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений

(В редакции Законов КР от 11 июня 2003 года N 100, 13 августа 2004 года N 124, 19 августа 2004 года N 158, 25 июня 2007 года N 91, Декрета Временного Правительства КР от 17 сентября 2010 года ВП N 128, Законов КР от 14 июля 2011 года N 99, 19 октября 2011 года N 180, 12 июля 2012 года N 105, 6 августа 2012 года N 151, 25 ноября 2013 года N 206, 18 марта 2014 года N 51, 25 июля 2019 года N 102, 23 апреля 2021 года N 56, 31 января 2023 года N 20)

Статья 17-1. Посещение места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Без специального на то разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых имеют право Президент Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Премьер-министр Кыргызской Республики, депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики, члены Координационного совета, сотрудники Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания при осуществлении ими полномочий, предусмотренных соответствующим законом.

 (В редакции Закона КР от 11 июня 2003 года № 100, 12 июля 2012 года № 105)

 


Выписка из Закона КР Об охране и защите от семейного насилия

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 27 апреля 2017 года № 63

Об охране и защите от семейного насилия

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 16 марта 2017 года

(В редакции Закона КР от 15 апреля 2020 года № 41)

Глава 2. Субъекты, осуществляющие охрану и защиту от семейного насилия

Статья 6. Круг субъектов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия

К субъектам, осуществляющим охрану и защиту от семейного насилия, относятся:

1) Правительство Кыргызской Республики;

2) уполномоченный государственный орган по координации деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия, определяемый Правительством Кыргызской Республики;

3) суд;

4) прокуратура;

5) органы внутренних дел;

6) органы социального развития;

7) органы здравоохранения;

8) органы образования;

9) органы юстиции;

10) уполномоченный государственный орган по защите детей;

11) Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики;

12) адвокатура;

13) местные государственные администрации;

14) органы местного самоуправления;

15) суд аксакалов;

16) средства массовой информации;

17) иные организации в пределах своей компетенции.

Статья 16. Полномочия Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики в сфере охраны и защиты от семейного насилия

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики:

1) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности представления с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства или досудебного производства по уголовному делу в отношении должностных лиц и служащих, решения или действия (бездействие) которых повлекли нарушение прав и свобод человека в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

2) по результатам рассмотрения заявлений и жалоб граждан обращается в суд в защиту лиц, чьи права и свободы нарушены решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления в сфере защиты от семейного насилия или их должностного лица, и которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут этого сделать самостоятельно;

3) готовит специальные доклады по вопросам семейного насилия и/или включает эти вопросы в ежегодные доклады о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

4) размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики в сфере охраны и защиты от семейного насилия.

(В редакции Закона КР от 15 апреля 2020 года № 41)


Выписка из Закона КР Об актах гражданского состояния

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 1 августа 2020 года № 110

Об актах гражданского состояния

(В редакции Законов Кыргызской Республики от 29 ноября 2021 года № 142, 16 марта 2023 года № 59)

Статья 11. Конфиденциальность и порядок передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния

1. Сведения, ставшие известными сотруднику органа записи акта гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

2. Орган записи актов гражданского состояния, в котором произведена запись государственной регистрации смерти, сообщает сведения о государственной регистрации смерти в органы социальной защиты населения, Социального фонда Кыргызской Республики, налоговые органы и военные комиссариаты по территориальности.

3. Органы записи актов гражданского состояния предоставляют сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросам:

1) суда (судьи);

2) органов прокуратуры;

3) органов дознания или следствия;

4) Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики.

4. В целях официального статистического учета, органы записи актов гражданского состояния сообщают в органы статистики Кыргызской Республики сведения о государственной регистрации рождения, заключения и расторжения брака и смерти.


Выписка из Закона КР О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 25 мая 2007 года N 72

О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года N 231, 30 апреля 2009 года N 144, 30 мая 2011 года N 33, 22 июля 2011 года N 121, 27 мая 2014 года № 79, 29 декабря 2014 года N 170, 14 апреля 2016 года N 41, 6 июня 2017 года N 98, 16 октября 2017 года N 175, 2 августа 2018 года N 81, 29 марта 2019 года N 40, 31 декабря 2019 года N 151, 23 марта 2020 года N 29, 13 мая 2020 года N 54, 23 марта 2021 года N 39, 7 июля 2023 года N 134, 4 августа 2023 года N 161)

Глава 1

Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения уполномоченных органов, полномочия которых по осуществлению проверок установлены законами Кыргызской Республики и постановлениями Кабинета Министров Кыргызской Республики, и субъектов предпринимательства, деятельность которых подлежит проверке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 14 апреля 2016 года N 41)

3. Если вступившим в установленном законом порядке в силу международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика, установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

4. Порядок проведения проверок субъектов предпринимательства по вопросу соблюдения налогового, неналогового и таможенного законодательства регулируется Налоговым кодексом Кыргызской Республики, Кодексом Кыргызской Республики о неналоговых доходах, Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела. Проверка субъектов предпринимательства по вопросу соблюдения законодательства Кыргызской Республики по государственному социальному страхованию, связанная с исчислением и уплатой страховых взносов, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Проверка хозяйствующих субъектов и субъектов предпринимательства по вопросу контроля качества атмосферного воздуха осуществляется без предварительного письменного уведомления и производится в соответствии с природоохранным законодательством.

5. Данный Закон не регулирует порядок и процедуры проведения проверок, которые проводятся:

- Национальным банком Кыргызской Республики;

- органами, осуществляющими проверки субъектов предпринимательства в рамках уголовного, административного, гражданского, исполнительного судопроизводства;

- органами внутренних дел Кыргызской Республики с целью обеспечения безопасности дорожного движения;

- органами, осуществляющими пограничный, таможенный, иммиграционный, санитарный, карантинный, фитосанитарный, ветеринарный контроль в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики;

- Акыйкатчы (Омбудсменом) Кыргызской Республики;

- уполномоченным государственным органом в сфере регулирования и контроля деятельности на автомобильном и водном транспорте;

- уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору в области гражданской авиации.

6. Запрещается проведение финансовых проверок субъектов предпринимательства правоохранительными органами, за исключением налоговых и таможенных органов Кыргызской Республики. Акты проверки налоговых и таможенных органов Кыргызской Республики являются основным документом и единственным источником проведения финансовых проверок субъектов предпринимательства правоохранительными органами без дополнительных проверок.

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года N 231, 22 июля 2011 года N 121, 29 декабря 2014 года N 170, 14 апреля 2016 года N 41, 2 августа 2018 года N 81, 29 марта 2019 года N 40, 23 марта 2020 года N 29, 13 мая 2020 года N 54, 7 июля 2023 года N 134, 4 августа 2023 года N 161)

 


Выписка из Закона КР О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 4 августа 2008 года № 184

О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин

 (В редакции Закона КР от 14 июля 2011 года № 97)

Статья 24. Компетенция Жогорку Кенеша по обеспечению гендерного равенства

Жогорку Кенеш путем принятия законов формирует правовую основу государственной политики гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни.

Жогорку Кенеш в пределах своей компетенции с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола:

- по представлению Президента избирает судей Верховного суда (в том числе судей Конституционной палаты Верховного суда);

- утверждает состав Совета по отбору судей;

- избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

- избирает членов Счетной палаты;

- избирает заместителей Акыйкатчы (Омбудсмена) по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена).

(Часть третья утратила силу в соответствии с Законом КР от 14 июля 2011 года № 97)

(В редакции Закона КР от 14 июля 2011 года № 97)

Глава 6

Гарантии реализации положений настоящего Закона

Статья 30. Порядок обращения граждан по фактам нарушения гендерного равенства

Лица, подвергающиеся гендерной дискриминации, вправе одновременно обращаться к Омбудсмену (Акыйкатчы), в органы прокуратуры, судебные и иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Указанные субъекты осуществляют рассмотрение фактов гендерной дискриминации в порядке и сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики.


Выписка из Закона КР Об информации персонального характера

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 14 апреля 2008 года № 58

Об информации персонального характера

(В редакции Законов КР от 20 июля 2017 года № 129, 29 ноября 2021 года № 142, 30 июня 2022 года № 53, 12 июля 2022 года № 61)

Статья 17. Обязанности держателя (обладателя) массива персональных данных

1. Держатель (обладатель) массива персональных данных обязан:

а) получать персональные данные непосредственно от субъекта персональных данных, его доверенных лиц;

б) обеспечивать режим конфиденциальности персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики и настоящим Законом;

в) определить обработчика для обработки персональных данных, предоставляющего гарантии в отношении мер технической безопасности и организационных мер, регулирующих обработку персональных данных, за исключением случаев, когда держатель (обладатель) самостоятельно возлагает на себя функции и обязанности обработчика;

г) обеспечивать сохранность и достоверность персональных данных, а также установленный в нормативном порядке режим доступа к ним;

д) предоставлять персональные данные в недельный срок после поступления запроса от субъекта;

ж) в случае отказа в предоставлении субъекту по его требованию информации о наличии персональных данных о нем, а также самих персональных данных, выдавать письменный мотивированный ответ, содержащий ссылку на соответствующий пункт статьи 15 настоящего Закона, в срок, не превышающий одной недели с момента обращения субъекта;

з) представлять по запросам уполномоченного государственного органа или Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в недельный срок информацию, необходимую для исполнения их полномочий.

2. Лица, которым персональные данные стали известны в силу их служебного положения, принимают на себя обязательства и несут ответственность по обеспечению конфиденциальности этих персональных данных. Такие обязательства остаются в силе и после окончания работы этих лиц с персональными данными в течение срока сохранения режима конфиденциальности согласно статье 6 настоящего Закона.

Статья 22. Обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления при взаимном обмене персональными данными

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в своей деятельности могут использовать персональные данные, находящиеся у других держателей (обладателей) персональных данных, при наличии к этому правовых оснований осуществления работы с персональными данными и только в пределах своих полномочий и компетенции, установленных законодательством Кыргызской Республики, вправе создавать информационные системы персональных данных, соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом.

2. Формирование сводных информационных систем и массивов персональных данных, полученных органами государственной власти или органами местного самоуправления от различных государственных держателей (обладателей) персональных данных, не допускается.

3. Контроль за использованием персональных данных, полученных органами государственной власти, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления от других государственных держателей (обладателей) персональных данных, осуществляется уполномоченным государственным органом, вышестоящими инстанциями, правоохранительными органами, а также Омбудсменом (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Законом.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2017 года № 129)


Выписка из Закона КР О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 28 декабря 2006 года № 213

О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики

(В редакции Законов КР от 19 февраля 2013 года № 22, 18 февраля 2014 года № 35, 27 июля 2016 года № 152, 29 декабря 2016 года № 224, 18 марта 2017 года № 47, 20 июля 2017 года № 130, 30 июня 2022 года N 53)

Статья 18. Ежегодные доклады о результатах работы

1. Правительством Кыргызской Республики обеспечивается обнародование ежегодных посланий Президента Кыргызской Республики к народу Кыргызской Республики о положении дел в стране, доклады Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики о состоянии конституционной законности и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики о положении дел в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

 


Выписка из Закона КР Об общественных советах государственных органов

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 24 мая 2014 года № 74

Об общественных советах государственных органов

(В редакции Закона Кыргызской Республики от 25 июля 2023 года № 147)

Глава 2.
Комиссия по отбору членов общественных советов

Статья 8. Состав Комиссии по отбору членов общественных советов

1. Общественные советы формируются Комиссией по отбору членов общественных советов (далее - Комиссия).

2. Комиссия состоит из 15 человек: одна треть - из представителей аппаратов государственных органов, две трети - из представителей гражданского общества.

Руководители аппаратов Президента, Жогорку Кенеша, Правительства, а также Акыйкатчы (Омбудсмена) и уполномоченный государственный орган в сфере государственной кадровой службы Кыргызской Республики (далее - соответственно Президент, Жогорку Кенеш, Правительство, Акыйкатчы (Омбудсмен), уполномоченный государственный орган в сфере государственной кадровой службы) назначают по одному представителю в состав Комиссии на постоянной основе.

3. В случае выбытия члена Комиссии - представителя государственного органа - из состава Комиссии соответствующий государственный орган не позднее 14 календарных дней назначает нового члена в состав Комиссии от данного государственного органа.

4. Государственный орган имеет право в любое время переназначить своего представителя в Комиссии.

5. Остальные 10 членов Комиссии (представители гражданского общества) избираются сроком на 5 лет на конкурсной основе в порядке, установленном в настоящем Законе.

Статья 9. Порядок избрания членов Комиссии от гражданского общества

3. Кандидатуры для участия в конкурсе по избранию членов Комиссии от гражданского общества предлагаются одним из нижеследующих объединений, создаваемых для достижения целей настоящего Закона:

4) направляет в Аппарат Президента, Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия) и Акыйкатчы (Омбудсмену) приглашения принять участие в организации конкурса, делегировать по одному своему представителю в счетную комиссию для проведения конкурса;

15. Голосование по избранию членов Комиссии от гражданского общества проходит в следующем порядке:

1) представитель Аппарата Правительства зачитывает письмо Аппарата Президента, Центральной избирательной комиссии и Акыйкатчы (Омбудсмена) о делегированных ими представителях в счетную комиссию и представляет их участникам;


Выписка из Закона КР О Национальном центре Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 12 июля 2012 года № 104

О Национальном центре Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

(В редакции Закона КР от 30 июня 2022 года N 53)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы предупреждения пыток и жестокого обращения в местах лишения и ограничения свободы в отношении содержащихся в них лиц, отношения между Национальным центром, государственными органами, некоммерческими и международными организациями и иные отношения, возникающие в данной сфере.

2. Настоящий Закон не ограничивает права Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики (далее - Акыйкатчы (Омбудсмен), государственных органов и некоммерческих организаций на посещение мест лишения и ограничения свободы, предусмотренные действующим законодательством Кыргызской Республики.

Глава 2

Организация и функционирование Национального центра

Статья 5. Национальный центр

10. Заработная плата сотрудникам Национального центра устанавливается на уровне заработной платы государственных служащих Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена).

Статья 9. Координационный совет

1. Координационный совет является высшим органом управления Национального центра и состоит из одиннадцати членов.

2. В состав Координационного совета входят:

1) Акыйкатчы (Омбудсмен) - по должности;

2) один депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш), предложенный парламентским большинством;

3) один депутат Жогорку Кенеша, предложенный парламентской оппозицией;

4) 8 представителей некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке, уставная деятельность которых связана с защитой прав на свободу от пыток, жестоких видов обращений и наказания.

3. Состав Координационного совета избирается сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть членом Координационного совета более двух сроков подряд, за исключением Акыйкатчы (Омбудсмена). Руководители парламентских комитетов, руководители депутатских фракций и/или политических партий могут быть членами Координационного совета без каких-либо ограничений.

4. Члены Координационного совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Им гарантируется возмещение расходов на служебные поездки при осуществлении полномочий члена Координационного совета.

5. Руководство Координационным советом осуществляет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя.

6. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Координационного совета осуществляет Национальный центр.

Статья 10. Порядок формирования Координационного совета

6. Национальный центр запрашивает у соответствующих государственных органов сведения о наличии судимости кандидатов, а также проводит предварительную проверку данных о кандидатах на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на должность члена Координационного совета от некоммерческих организаций.

Рассмотрение предложений о кандидатах в члены Координационного совета от некоммерческих организаций осуществляется рабочей комиссией, членами которой могут быть директор Национального центра, Акыйкатчы (Омбудсмен), представители международных организаций и научные работники, на предмет соответствия деятельности некоммерческих организаций работам, связанным с защитой прав и свобод лиц, находящихся в местах лишения и ограничения свободы, и поступившим рекомендациям от других некоммерческих организаций. Рабочая комиссия формируется Жогорку Кенешем. Жогорку Кенеш вправе самостоятельно определять состав и количество членов рабочей комиссии. Порядок и результаты рассмотрения предложений о кандидатах в члены Координационного совета от некоммерческих организаций, выдвигаемых для участия в жеребьевке, должны быть опубликованы на официальном сайте Национального центра. Допущенные к жеребьевке кандидаты приглашаются на процедуру жеребьевки.

Статья 13. Прекращение полномочий члена Координационного совета

4. Полномочия Акыйкатчы (Омбудсмена) в качестве члена Координационного совета прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий в должности Акыйкатчы (Омбудсмена) в установленном законом порядке.

Статья 19. Иммунитет членов Координационного совета, сотрудников Национального центра

6. Вопросы иммунитета депутатов Жогорку Кенеша и Акыйкатчы (Омбудсмена), являющихся членами Координационного совета, регламентируются соответствующими законами.

Глава 5

Взаимодействие Национального центра с государственными органами и

международными организациями

Статья 28. Взаимодействие Национального центра с Акыйкатчы (Омбудсменом)

1. Национальный центр и Акыйкатчы (Омбудсмен) координируют свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Закона.

2. Национальный центр при осуществлении своей деятельности может проводить совместные мероприятия с Акыйкатчы (Омбудсменом) и его Аппаратом в рамках своих полномочий.

3. Национальный центр и Акыйкатчы (Омбудсмен) вправе делать совместные публичные заявления по вопросам соблюдения права на свободу от пыток и жестокого обращения в местах лишения и ограничения свободы и условий содержания в средствах массовой информации.

Глава 6

Заключительные положения

Статья 30. Положение о формировании первого состава Координационного совета

         2. В течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего Закона Акыйкатчы (Омбудсмен) направляет Торага Жогорку Кенеша членов Координационного совета по правилам, установленным частями 1 и 2 статьи 10 настоящего Закона.

         3. В течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего Закона Акыйкатчы (Омбудсмен) опубликовывает в официальных печатных органах Кыргызской Республики и на веб-сайте Акыйкатчы (Омбудсмена) объявление с предложением к некоммерческим организациям, уставная деятельность которых связана с защитой или содействием защите прав и свобод человека, о выдвижении кандидатов в члены Координационного совета.

Рассмотрение предложений о кандидатах Координационного совета от некоммерческих организаций осуществляется рабочей комиссией на предмет соответствия деятельности неправительственной организации работам, связанным с защитой прав и свобод лиц, находящихся в местах лишения и ограничения свободы, и поступившим рекомендациям от других некоммерческих организаций, членами которых могут быть Акыйкатчы (Омбудсмен), депутаты Жогорку Кенеша, представители международных организаций и научные работники. Порядок и результаты рассмотрения предложений о кандидатах в члены Координационного совета от некоммерческих организаций, выдвигаемых для участия в жеребьевке, должны быть опубликованы на официальном сайте Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) и Жогорку Кенеша. Допущенные к жеребьевке кандидаты приглашаются на процедуру жеребьевки.

4. Избранными членами Координационного совета от некоммерческих организаций считаются первые 8 кандидатов, конверты с фамилиями которых были извлечены Акыйкатчы (Омбудсменом) из урны.

5. В случае если число кандидатов от некоммерческих организаций на вакантные должности членов Координационного совета после отклонения кандидатур в соответствии с частью 7 статьи 10 настоящего Закона составит 8, то все они считаются избранными в состав Координационного совета.

В случае если число кандидатов от некоммерческих организаций на вакантные должности членов Координационного совета после отклонения кандидатур в соответствии с частью 7 статьи 10 настоящего Закона будет менее 8, то проводится дополнительный конкурс по правилам, установленным частями 3, 5-8 статьи 10 и 3-5 настоящей статьи.

6. Срок полномочий 4 членов Координационного совета из числа представителей некоммерческих организаций, отобранных в первый состав Координационного совета, заканчивается по истечении 2-летнего срока. Имена этих членов определяются жеребьевкой на первом заседании первого состава Координационного совета.


Выписка из Закона КР О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 16 ноября 2022 года № 106

О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

(В редакции Законов КР от 3 апреля 2023 года N 78, 19 апреля 2023 года N 92)

Статья 3. Полномочия Жогорку Кенеша

1. К полномочиям Жогорку Кенеша относятся:

1) назначение выборов Президента Кыргызской Республики (далее - Президент);

2) внесение предложения Президенту о проведении референдума в порядке, установленном Конституцией;

3) внесение изменений и дополнений в Конституцию в порядке, установленном Конституцией;

4) принятие законов;

5) повторное рассмотрение законов, возвращенных с возражениями Президента;

6) официальное толкование законов;

7) ратификация и денонсация международных договоров в порядке, определяемом законом;

8) решение вопросов об изменении государственных границ Кыргызской Республики;

9) утверждение республиканского бюджета;

10) заслушивание ежегодного отчета Кабинета Министров об исполнении республиканского бюджета;

11) рассмотрение вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики;

12) издание актов об амнистии;

13) осуществление контроля за исполнением законов и решений Жогорку Кенеша;

14) дача согласия на назначение Председателя Кабинета Министров, его заместителей и членов Кабинета Министров;

15) избрание по представлению Президента и на основании предложения Совета по делам правосудия судей Конституционного суда Кыргызской Республики (далее - Конституционный суд) и Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Верховный суд) не менее половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша; освобождение их от занимаемой должности по представлению Президента в случаях, предусмотренных Конституцией, конституционными законами и настоящим Регламентом;

16) дача согласия на назначение кандидатов, представленных Президентом, председателями Конституционного суда и Верховного суда из состава судей сроком на 5 лет не менее половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;

17) дача согласия по представлению Президента на основании предложения Совета судей на освобождение от занимаемой должности председателей Конституционного суда и Верховного суда в случаях, предусмотренных конституционными законами;

18) утверждение состава Совета по делам правосудия в порядке, предусмотренном конституционным законом и настоящим Регламентом;

19) избрание по представлению Президента председателя Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк); освобождение его от должности в случаях, предусмотренных законом;

20) избрание по представлению Президента половины состава Центральной избирательной комиссии, другой половины - по собственной инициативе; освобождение их от должности в случаях, предусмотренных законом;

21) избрание по представлению Президента одной трети состава Счетной палаты, две трети - по собственной инициативе; освобождение их от должности в случаях, предусмотренных законом;

22) избрание Акыйкатчы (Омбудсмена) и освобождение его от должности в случаях, предусмотренных законом; дача согласия на привлечение его к уголовной ответственности;

23) избрание заместителей Акыйкатчы (Омбудсмена) по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена) и освобождение их от должности в случаях, предусмотренных законом; дача согласия на привлечение их к уголовной ответственности;

24) избрание, в случаях, предусмотренных законом, досрочный отзыв членов Координационного совета Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Национальный центр) из числа депутатов Жогорку Кенеша;

25) дача согласия на назначение, освобождение и привлечение к уголовной ответственности по представлению Президента Генерального прокурора Кыргызской Республики (далее - Генеральный прокурор) не менее чем половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;

26) одобрение большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативы одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождения от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом;

27) введение чрезвычайного положения в порядке и случаях, предусмотренных конституционным законом; утверждение или отмена указов Президента по этому вопросу;

28) решение вопросов войны и мира; введение военного положения; объявление состояния войны; утверждение или отмена указов Президента по этим вопросам;

29) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

30) установление воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий Кыргызской Республики;

31) учреждение государственных наград, государственных премий и почетных званий Кыргызской Республики;

32) заслушивание ежегодных посланий, информации Президента и выступлений представителей иностранных государств, международных организаций;

33) заслушивание ежегодного доклада председателя Центральной избирательной комиссии;

34) заслушивание ежегодного и специальных докладов Акыйкатчы (Омбудсмена);

35) заслушивание ежегодного и специальных докладов Национального центра;

36) заслушивание ежегодных отчетов Генерального прокурора, председателей Национального банка, Счетной палаты;

37) рассмотрение информации Верховного суда о деятельности судебной системы Кыргызской Республики, предоставляемой в письменном (электронном) виде;

38) выдвижение обвинений против Президента; принятие решения об отрешении Президента от должности в порядке, предусмотренном Конституцией;

39) создание государственной медицинской комиссии в случае невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по болезни;

40) принятие решения о досрочном освобождении Президента от должности на основании заключения государственной медицинской комиссии не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;

41) заслушивание раз в два года доклада о воздействии законодательства на развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике, вносимого на рассмотрение Жогорку Кенеша объединением органов местного самоуправления (ассоциацией, союзом), которое объединяет не менее половины от общего числа органов местного самоуправления;

42) избрание Торага (Торайым) Жогорку Кенеша (далее - Торага), его заместителей, председателей комитетов и их заместителей; образование комитетов, временных комиссий и формирование их составов; заслушивание ежегодных отчетов должностных лиц Жогорку Кенеша, их отзыв;

43) принятие решения о самороспуске.

2. Полномочия Жогорку Кенеша, предусмотренные пунктами 3-9, 11-12, 30-31 части 1 настоящей статьи, реализуются посредством принятия законов, другие полномочия, за исключением пунктов 32 и 41 - постановлений.

3. Заслушивание ежегодных отчетов и докладов должностных лиц государственных органов, указанных в настоящей статье, осуществляется с учетом положений Конституции и законов о самостоятельности и независимости государственных органов и их должностных лиц.

4. Жогорку Кенеш реализует иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Кыргызской Республики.

Статья 25. Обязательные условия и ограничения деятельности комитета

1. Минимальный количественный состав комитетов Жогорку Кенеша составляет не менее 8 депутатов.

2. Члены комитета обязаны участвовать на заседаниях комитета.

3. Заседание комитета правомочно при участии большинства его членов. Комитет принимает решения большинством голосов от числа присутствующих членов комитета.

4. Фракция, депутатская группа обязаны обеспечить свое представительство в каждом комитете с учетом их пропорционального представительства в Жогорку Кенеше. В состав комитета входит не более 5 членов от одной фракции, депутатской группы.

5. Депутаты, избранные по одномандатным округам и не вошедшие во фракции и депутатские группы, обязаны входить в состав одного комитета по собственному усмотрению.

6. Депутаты фракций, депутатских групп, численность которых не позволяет обеспечить им членство во всех комитетах, состоят по предложению их руководителей в двух комитетах с правом решающего голоса. При этом количество членов этой фракции, депутатской группы в составе комитета не превышает одного члена с решающим голосом.

7. Депутат вправе участвовать с правом совещательного голоса на открытых заседаниях комитетов, членом которых он не является.

8. Предварительное рассмотрение проекта закона ответственным комитетом без заключений экспертной и лингвистической служб Аппарата не допускается.

9. Комитет оставляет без рассмотрения поправки, поступившие в письменном виде к проекту закона ко второму чтению, требующие проведения анализа регулятивного воздействия.

10. Заседание комитета проводится открыто, если характер рассматриваемых вопросов не требует проведения закрытого заседания.

Должностные лица, приглашенные Комитетом, обязаны участвовать на заседании.

11. Комитеты не позднее 3 дней до дня заседания размещают информацию о повестке дня, времени и месте проведения заседания на официальном сайте Жогорку Кенеша.

12. Президент, Председатель Кабинета Министров, постоянный представитель Президента и Кабинета Министров в Жогорку Кенеше, Акыйкатчы (Омбудсмен), председатель Координационного совета Национального центра вправе принимать участие на открытых и закрытых заседаниях комитета.

13. На открытом заседании комитета вправе присутствовать эксперты, заинтересованные лица, а также аккредитованные в Жогорку Кенеше средства массовой информации.

14. На заседание комитета должны быть приглашены лица, кандидатуры которых подлежат рассмотрению Жогорку Кенешем.

15. Присутствующие на заседании комитета обязаны соблюдать требования статьи 142 настоящего Регламента.

Статья 27. Полномочия комитетов

1. Комитет Жогорку Кенеша по вопросам, отнесенным к его ведению:

1) предварительно рассматривает проекты законов и принимает по ним решения с соблюдением требований настоящего Регламента;

2) рассматривает и дает заключения по вопросам избрания, дачи согласия на назначение, одобрение и освобождение от государственной должности, отнесенным к полномочиям Жогорку Кенеша;

3) вносит на заседание Жогорку Кенеша проекты постановлений Жогорку Кенеша;

4) вправе принимать решение о направлении проекта закона Председателю Кабинета Министров, Верховному суду, Генеральному прокурору и другим государственным органам по вопросам, относящимся к их ведению, Акыйкатчы (Омбудсмену), а также независимой экспертной организации для дачи заключений и рекомендаций;

5) проводит парламентские слушания;

6) запрашивает официальные документы и другие материалы у государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц независимо от форм собственности;

7) инициирует на заседании Жогорку Кенеша вопрос о направлении парламентского запроса;

8) образует рабочие группы по разработке законопроектов и осуществлению контроля исполнения законов и решений Жогорку Кенеша в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления;

9) направляет заключения в ответственный комитет по соответствующим разделам проекта закона о республиканском бюджете с учетом результатов рассмотрения протокола согласования межбюджетных отношений в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Кыргызской Республики и настоящего Регламента;

10) проводит мониторинг принятых законов, относящихся к его ведению, по истечении 6 месяцев после вступления их в силу;

11) вносит предложение Торага о передаче рассматриваемого вопроса в другой комитет;

12) принимает решение о проведении "Часа Кабинета Министров" и "Дня Кабинета Министров", выездных, а также совместных заседаний с другими комитетами Жогорку Кенеша;

13) заслушивает руководителей государственных органов;

14) вправе направить предложение Кабинету Министров о необходимости разработки проекта закона с кратким изложением концепции, цели и задач (законодательное предложение);

15) вправе привлекать к своей работе специалистов, независимых экспертов и представителей гражданского общества;

16) вносит Торага на основе сессионного плана работы предложения к проекту бюджета Жогорку Кенеша на следующий год;

17) решает самостоятельно вопросы организации своей деятельности;

18) контролирует исполнение законов и решений Жогорку Кенеша в органах исполнительной власти в соответствии с законом о контрольных функциях Жогорку Кенеша;

19) рассматривает иные вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом и другими нормативными правовыми актами.

2. По результатам рассмотрения законопроекта комитет Жогорку Кенеша принимает решение в виде заключения.

3. Соответствующие структурные подразделения Аппарата не позднее 3 дней до заседания комитета обеспечивают его членов материалами по вопросам повестки дня, за исключением случаев, установленных настоящим Регламентом.

Статья 34. Закрытые заседания Жогорку Кенеша

1. Заседания Жогорку Кенеша являются открытыми, за исключением заседаний по вопросам государственной, военной и иной тайны, определенной законодательством.

2. В исключительных случаях при наличии оснований Жогорку Кенеш вправе принять решение о рассмотрении вопроса повестки дня в закрытом режиме.

3. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от общего числа депутатов.

4. Президент, Председатель Кабинета Министров, Акыйкатчы (Омбудсмен), постоянный представитель Президента и Кабинета Министров в Жогорку Кенеше вправе участвовать в закрытых заседаниях Жогорку Кенеша.

Председатель Конституционного суда, председатель Верховного суда, председатель Национального банка, председатель Счетной палаты, Генеральный прокурор, члены Кабинета Министров вправе участвовать в закрытых заседаниях Жогорку Кенеша по вопросам их ведения. Другие должностные лица вправе участвовать в закрытых заседаниях по приглашению Торага, а в его отсутствие - заместителей Торага.

5. Запрещается разглашение и распространение содержания материалов закрытого заседания Жогорку Кенеша, а также использование во время заседания фото-, аудио- и видеооборудования, средств обработки информации, телефонной и радиосвязи, за исключением проведения аудиозаписи соответствующими структурными подразделениями Аппарата.

6. Подготовка протокола, аудиозапись и при необходимости воспроизведение аудиозаписи закрытого заседания Жогорку Кенеша осуществляются соответствующими структурными подразделениями Аппарата в порядке, обеспечивающем его конфиденциальность.

7. Порядок хранения, доступа и обеспечения режима секретности материалов, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, определяется законодательством Кыргызской Республики в сфере защиты государственной тайны.

Глава 19. Парламентское расследование, парламентский запрос, депутатский запрос

Статья 105. Основания для проведения парламентского расследования

1. Для осуществления парламентского контроля Жогорку Кенеш в рамках своих полномочий вправе проводить парламентское расследование, если это связано с угрозой:

1) государственному суверенитету;

2) национальной безопасности;

3) общественному порядку;

4) территориальной целостности;

5) здоровью и нравственности населения;

6) политическим, экономическим и другим государственным интересам.

2. Парламентскому расследованию подлежат действия (бездействие):

1) юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления;

2) организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов;

3) частных компаний, деятельность которых имеет важное значение для экономики Кыргызской Республики.

3. Парламентское расследование проводится в отношении незаконных действий, к которым относятся:

1) проведение незаконных сделок, подпадающих под понятия "легализация", "отмывание денег";

2) поддержка незаконных террористических формирований;

3) нецелевое использование или хищение государственных средств;

4) действия, нанесшие государству ущерб в особо крупных размерах;

5) иные незаконные действия.

4. Жогорку Кенеш вправе назначить парламентское расследование по обоснованной письменной инициативе:

1) Торага;

2) комитета;

3) фракции;

4) депутатской группы;

5) временной комиссии;

6) депутата, избранного по одномандатному округу и не вошедшего во фракции и депутатские группы;

7) Акыйкатчы (Омбудсмена);

8) председателя Координационного совета Национального центра и директора Национального центра.

5. Постановление о назначении парламентского расследования принимается большинством голосов от общего числа депутатов.

Глава 21

Парламентские слушания

Статья 117. Участие в парламентских слушаниях

1. Парламентские слушания открыты для представителей средств массовой информации, граждан и их объединений.

2. Президент, Кабинет Министров, председатели Конституционного суда, Верховного суда, Совета судей, постоянный представитель Президента и Кабинета Министров в Жогорку Кенеше, члены Кабинета Министров, Генеральный прокурор, председатели Национального банка, Счетной палаты, Акыйкатчы (Омбудсмен), председатель Координационного совета и директор Национального центра вправе принимать участие в парламентских слушаниях. Другие должностные лица могут принимать участие в парламентских слушаниях по приглашению инициаторов слушаний.

Глава 23. Избрание, утверждение, дача согласия на назначение, освобождение, временное отстранение от должности и привлечение к уголовной ответственности государственных должностных лиц

Статья 122. Процедура избрания, утверждения, дачи согласия на назначение государственных должностных лиц

1. Жогорку Кенеш рассматривает и решает вопросы об избрании, о даче согласия на назначение, об одобрении и утверждении избрания на предусмотренные Конституцией государственные должности в срок не позднее 14 рабочих дней со дня получения соответствующего представления.

Рассмотрение кандидатур осуществляется с учетом представительства не более 70 процентов лиц одного пола.

2. Кандидатуры на указанные должности вносятся в Жогорку Кенеш не позднее 20 дней до истечения срока полномочий должностного лица или, в случае досрочного прекращения его полномочий, не позднее 15 дней после досрочного прекращения его полномочий.

3. Кандидатуры, представленные Жогорку Кенешу, не позднее 14 рабочих дней со дня получения соответствующего представления в обязательном порядке обсуждаются в ответственном комитете, который готовит заключение по каждой кандидатуре.

Кандидаты, в случае приглашения, обязаны присутствовать на заседании комитета и ответить на поставленные вопросы.

4. Жогорку Кенеш не менее половиной голосов от общего числа депутатов дает согласие на назначение Председателя Кабинета Министров, его заместителей и других членов.

5. Жогорку Кенеш не менее половиной голосов от общего числа депутатов по представлению Президента на основании предложения Совета по делам правосудия избирает судей Конституционного суда и Верховного суда.

6. Жогорку Кенеш не менее половиной голосов от общего числа депутатов по представлению Президента на основании предложения Совета судей дает согласие на назначение из числа судей председателей Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет.

7. Жогорку Кенеш не менее чем половиной голосов от общего числа депутатов по представлению Президента дает согласие на назначение Генерального прокурора.

8. Жогорку Кенеш тайным голосованием избирает:

1) председателя Национального банка - по представлению Президента;

2) половину членов Центральной избирательной комиссии - по представлению Президента, половину - по инициативе фракций, депутатских групп, депутатов, избранных по одномандатным округам и не вошедших во фракции и депутатские группы;

3) одну треть состава Счетной палаты - по представлению Президента, две трети - по инициативе фракций, депутатских групп, депутатов, избранных по одномандатным округам и не вошедших во фракции и депутатские группы;

4) Акыйкатчы (Омбудсмена) - по представлению парламентских фракций, депутатских групп, депутатов, избранных по одномандатным округам и не вошедших во фракции и депутатские группы;

5) заместителей Акыйкатчы (Омбудсмена) - по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена);

6) одного представителя из числа депутатов Жогорку Кенеша в состав Совета по делам правосудия - по предложению фракций и депутатских групп, депутатов, избранных по одномандатным округам и не вошедших во фракции и депутатские группы; одного представителя из числа кандидатов от представителей юридического сообщества в состав Совета по делам правосудия - по представлению общественного объединения юристов.

9. Фракции, депутатские группы и депутаты, избранные по одномандатным округам и не вошедшие во фракции и депутатские группы, для избрания одного представителя в состав Совета по делам правосудия предлагают кандидата из числа депутатов Жогорку Кенеша.

10. Общественное объединение юристов вправе предложить до 4 кандидатов в состав Совета по делам правосудия.

11. Кандидаты, избранные вместе с кандидатами, предложенными Президентом, Советом судей, Народным Курултаем, утверждаются тайным голосованием единым списком.

12. После выдвижения кандидатур профильный комитет выносит на рассмотрение Жогорку Кенеша список кандидатов для избрания.

13. Каждый кандидат до выборов вправе снять свою кандидатуру.

14. Если в выборах участвует один кандидат и он не будет избран, предлагаются новые кандидатуры и проводятся новые выборы.

15. Если в выборах участвуют два кандидата и ни один из них не наберет нужное количество голосов, по кандидату, получившему наибольшее количество голосов, проводится переголосование. Если он и в этом случае не наберет необходимое количество голосов, то предлагаются новые кандидатуры и проводятся новые выборы.

16. Если в выборах участвуют два кандидата, которые набрали одинаковое количество голосов, то предлагаются новые кандидатуры и проводятся новые выборы.

17. Если в выборах участвуют более двух кандидатов и ни один из них не наберет нужное количество голосов, между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов, проводится следующий тур голосования. Если ни один из них не наберет нужное количество голосов, по кандидату, получившему наибольшее количество голосов, проводится переголосование. Если кандидат и в этом случае не наберет необходимое количество голосов, то предлагаются новые кандидатуры и проводятся новые выборы. Если кандидат, вышедший на следующий тур, снимет свою кандидатуру, то проводится голосование за следующего кандидата, набравшего большее количество голосов.

18. Решение Жогорку Кенеша об избрании должностных лиц, указанных в части 8 настоящей статьи, принимается большинством голосов от общего числа депутатов и оформляется постановлением.

19. Если Жогорку Кенеш не дает согласия на назначение предложенной кандидатуры, фракции, депутатские группы, депутаты, избранные по одномандатным округам и не вошедшие во фракции и депутатские группы, и общественные объединения юристов в течение 15 календарных дней обязаны предложить другую кандидатуру.

20. В случае несогласия Жогорку Кенеша с представленными кандидатурами, Президент, Совет судей, Народный Курултай и общественные объединения юристов обязаны в течение 15 рабочих дней выдвинуть новые кандидатуры.

Статья 123. Досрочное освобождение от должности

1. Заявление судей Конституционного суда и Верховного суда, председателя Национального банка, членов Счетной палаты, членов Центральной избирательной комиссии, Акыйкатчы (Омбудсмена) и его заместителей, Генерального прокурора о досрочном освобождении от должности по собственному желанию принимается к сведению Жогорку Кенешем и оформляется постановлением.

2. Жогорку Кенеш дает согласие на освобождение от должности председателей Конституционного суда и Верховного суда не менее половиной голосов от общего числа депутатов.

3. Жогорку Кенеш вправе открытым голосованием принять решение о досрочном освобождении от должности:

1) Генерального прокурора, судей Конституционного суда и Верховного суда - не менее половиной голосов от общего числа депутатов;

2) председателя Национального банка, членов Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Акыйкатчы (Омбудсмена) и его заместителей - большинством голосов от общего числа депутатов.

4. Предложение о досрочном освобождении от должности с обоснованием этого предложения представляют:

1) Президент - в отношении Генерального прокурора;

2) Президент - в отношении судей Конституционного суда и Верховного суда;

3) Президент на основании предложения Совета судей - в отношении председателей Конституционного суда и Верховного суда;

4) Президент - в отношении председателя Национального банка;

5) Президент - в отношении половины состава Центральной избирательной комиссии;

6) Жогорку Кенеш - в отношении половины состава Центральной избирательной комиссии;

7) Президент - в отношении одной трети состава Счетной палаты;

8) Жогорку Кенеш - в отношении двух третей состава Счетной палаты;

9) фракции, депутатские группы, депутаты, избранные по одномандатным округам и не вошедшие во фракции и депутатские группы, - в отношении Акыйкатчы (Омбудсмена);

10) Акыйкатчы (Омбудсмен) - в отношении своих заместителей.

5. Согласие Президенту на освобождение от должности Генерального прокурора считается данным Жогорку Кенешем, если за соответствующее решение тайным голосованием проголосует не менее половины от общего числа депутатов.

6. Жогорку Кенеш одобряет большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативу одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождении от должности Генерального прокурора.

7. Предложение о досрочном освобождении от должности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, рассматривается профильным комитетом в 10-дневный срок, но не ранее 7 дней после получения предложения.

Другие комитеты, фракции и депутатские группы вправе провести обсуждение и представить заключение в ответственный комитет за 3 дня до рассмотрения вопроса ответственным комитетом.

8. Жогорку Кенеш рассматривает вопрос о досрочном освобождении от должности не позднее 5 дней после истечения срока, указанного в части 7 настоящей статьи.

9. В случае если сессия Жогорку Кенеша закрывается до истечения указанного срока, вопрос должен быть рассмотрен и решен на внеочередной сессии с соблюдением сроков, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи.

Статья 126. Дача согласия на привлечение к уголовной ответственности государственных должностных лиц

1. Жогорку Кенеш дает согласие на привлечение к уголовной ответственности Генерального прокурора, Акыйкатчы (Омбудсмена) и его заместителей.

Вопрос о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности Генерального прокурора рассматривается по представлению Президента.

Вопрос о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности Акыйкатчы (Омбудсмена) и (или) его заместителей рассматривается при наличии соответствующего представления Генерального прокурора.

2. Для рассмотрения представления создается комиссия по расследованию в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. Комиссия рассматривает представление и направляет Жогорку Кенешу свое заключение не позднее 21 дня со дня ее образования.

3. При рассмотрении вопроса о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности и ответственности за правонарушение, налагаемой в судебном порядке, комиссия обязана заслушать представителя Генеральной прокуратуры, а также лицо, в отношении которого решается вопрос.

4. Справка комиссии и проект решения о даче согласия на привлечение государственных должностных лиц к уголовной ответственности включаются в повестку дня ближайшего заседания Жогорку Кенеша.

5. При рассмотрении этого вопроса, а также в представленном проекте решения ограничиваются интерпретацией, оценкой или уточнением только тех фактов, которые указаны в представлении.

Постановление принимается тайным голосованием не менее чем половиной голосов от общего числа депутатов.

Глава 25. Заслушивание посланий, заявлений, выступлений и ежегодных докладов

Статья 129. Заслушивание ежегодных посланий, информации Президента

1. Президент ежегодно представляет Жогорку Кенешу информацию о своей деятельности.

2. Жогорку Кенеш заслушивает послания и информацию Президента, которые не обсуждаются и не ставятся на голосование. Процедура вопросов и ответов не применяется.

3. На заседание Жогорку Кенеша, на котором будут выступать руководители и иные представители иностранных государств, международных организаций, парламентских делегаций, приглашаются Председатель Кабинета Министров, председатель Конституционного суда, председатель Верховного суда, члены Кабинета Министров, Акыйкатчы (Омбудсмен), главы дипломатических представительств иностранных государств, международных организаций и другие должностные лица в соответствии с программой посещения.

Статья 130. Ежегодные и специальные доклады Акыйкатчы (Омбудсмена) и директора Национального центра

1. Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике возлагается на Акыйкатчы (Омбудсмена).

2. До 1 апреля каждого года Акыйкатчы (Омбудсмен) представляет Жогорку Кенешу ежегодный доклад о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике.

3. Национальный центр ежегодно до 1 марта представляет в Жогорку Кенеш доклад о своей деятельности и финансовый отчет за предыдущий год.

Ежегодный доклад должен содержать общие оценки, заключения о состоянии сферы предупреждения пыток и жестокого обращения и рекомендации по их предупреждению. В ежегодном докладе должны быть указаны государственные органы (должностные лица), которые препятствовали деятельности Национального центра, не принимали во внимание его рекомендации.

При необходимости Национальный центр может представить Жогорку Кенешу специальный доклад (доклады) по фактам грубых нарушений прав человека, выявленных в местах лишения и ограничения свободы, и требующих немедленного решения.

4. Жогорку Кенеш после рассмотрения докладов Акыйкатчы (Омбудсмена) и директора Национального центра профильным комитетом на первом же заседании обязан заслушать их доклады.

Дата выступления с докладами Акыйкатчы (Омбудсмена) и директора Национального центра определяется Жогорку Кенешем в ежемесячном плане работы.

Парламентские фракции, депутатские группы и депутаты, избранные по одномандатным округам и не вошедшие во фракции и депутатские группы, могут выступить для определения своего отношения к докладу.

5. На заседания Жогорку Кенеша по заслушиванию ежегодных и специальных докладов Акыйкатчы (Омбудсмена) и директора Национального центра приглашаются Председатель Кабинета Министров, Генеральный прокурор, члены Кабинета Министров, руководители иных государственных органов.

6. По итогам заслушивания докладов Акыйкатчы (Омбудсмена) и директора Национального центра Жогорку Кенеш должен оценить целесообразность выполнения рекомендаций Акыйкатчы (Омбудсмена) государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами и принять соответствующее решение.

 

 


Выписка из Уголовно-исполнительного кодекса КР

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 31 января 2017 года № 17

(Вводится в действие Законом КР от 24 января 2017 года № 10 с 1 января 2019 года)

(В редакции Закона КР от 15 мая 2019 года № 62, 10 марта 2021 года № 29, 28 октября 2021 года № 126)

Статья 32. Виды контроля и надзор в сфере исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия

В целях надлежащего исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия, соблюдения прав и свобод, осужденных осуществляются следующие виды контроля и надзор:

1) международный контроль;

2) парламентский контроль;

3) контроль Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики (далее - Акыйкатчы (Омбудсмен));

4) судебный контроль;

5) ведомственный контроль;

6) медицинский и санитарно-эпидемиологический контроль;

7) контроль органов местной государственной администрации и местного самоуправления;

8) общественный контроль;

9) контроль в сфере предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

10) прокурорский надзор.

Статья 35. Контроль Акыйкатчы (Омбудсмена)

Контроль за соблюдением прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, на постоянной основе осуществляет Акыйкатчы (Омбудсмен).

Статья 43. Посещение учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, связанные с изоляцией от общества

1. Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, связанные с изоляцией от общества, имеют право:

1) Президент Кыргызской Республики, Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики, депутаты Жогорку Кенеша, Акыйкатчы (Омбудсмен) и его заместители, а также уполномоченные сотрудники Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена), главы местных государственных администраций, исполнительных органов местного самоуправления в пределах соответствующих административно-территориальных единиц;

2) Генеральный прокурор Кыргызской Республики (далее - Генеральный прокурор) и прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за исполнением наказаний в исправительных учреждениях;

3) уполномоченные члены Комитета против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Организации Объединенных Наций и их представители;

4) члены Координационного совета и сотрудники Национального центра по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в связи с осуществлением ими полномочий, предусмотренных законодательством;

5) судьи судов, осуществляющих судопроизводство в пределах соответствующих административно-территориальных единиц;

6) сотрудники вышестоящих органов управления учреждениями, исполняющими наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, связанные с изоляцией от общества.

2. Представители средств массовой информации могут посещать органы и учреждения, исполняющие наказание, использовать кино-, фото- и видеоаппаратуру по письменному разрешению руководства администрации органа или учреждения, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, либо их вышестоящих органов в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров). Пронос кино-, фото- и видеоаппаратуры в исправительные учреждения и их использование Президентом Кыргызской Республики, Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики, депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Акыйкатчы (Омбудсменом) Кыргызской Республики, а также лицами, указанными в пунктах 2-4 части 1 настоящей статьи, осуществляются без специального разрешения.

3. Производство кино-, фото- и видеосъемок осужденных, их интервьюирование, в том числе с использованием средств аудио-, видеотехники, разрешается с согласия администрации и самих осужденных.

4. Производство кино-, фото- и видеосъемок объектов, обеспечивающих безопасность учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, осуществляется с разрешения администрации указанных учреждений.

5. Администрация учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, связанные с изоляцией от общества, обеспечивает безопасность лицам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи во время посещения учреждений.

(В редакции Законов КР от 10 марта 2021 года № 29, 28 октября 2021 года № 126)

 


Выписка из Уголовно-процессуального кодекса КР

Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики

г.Бишкек, от 28 октября 2021 года № 129

(Вводится в действие Законом КР от 28 октября 2021 года № 126)

(В редакции Законов КР от 18 января 2022 года № 4, 15 февраля 2023 года N 28, 30 марта 2023 года N 75, 12 июня 2023 года N 118, 22 июня 2023 года N 122, 26 июля 2023 года N 149, 2 августа 2023 года N 151)

Глава 56. Особенности уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц

Статья 494. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

1. Требования настоящей главы применяются в досудебном производстве в отношении:

1) Президента Кыргызской Республики (далее – Президент), отрешенного от должности Жогорку Кенешем в порядке, определенном Конституцией, а также экс-президента Кыргызской Республики;

2) депутата Жогорку Кенеша;

3) Председателя и членов Кабинета Министров;

4) Генерального прокурора;

5) судьи, в том числе экс-судьи;

6) председателя Счетной палаты Кыргызской Республики;

7) председателя Национального банка Кыргызской Республики;

8) председателя и члена Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;

9) Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики (далее – Акыйкатчы (Омбудсмен) и его заместителя;

10) адвоката.

2. Порядок досудебного производства в отношении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Статья 495. Возбуждение уголовного дела в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства

1. Решение о возбуждении уголовного дела принимается Генеральным прокурором в отношении:

1) Президента, отрешенного от должности Жогорку Кенешем в порядке, определенном Конституцией, а также экс-президента Кыргызской Республики;

2) депутата Жогорку Кенеша;

3) Председателя и членов Кабинета Министров;

4) судьи, в том числе экс-судьи;

5) председателя Счетной палаты Кыргызской Республики;

6) председателя Национального банка Кыргызской Республики;

7) председателя и члена Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;

8) Акыйкатчы (Омбудсмена).

2. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора принимается одним из заместителей Генерального прокурора.

3. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката принимается Генеральным прокурором либо его заместителем.

Статья 497. Порядок привлечения к уголовной ответственности отдельной категории должностных лиц

1. Решение о привлечении к уголовной ответственности депутата Жогорку Кенеша, Акыйкатчы (Омбудсмена) и его заместителя принимается Генеральным прокурором с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

2. Для получения согласия на привлечение депутата Жогорку Кенеша, Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики и его заместителя к уголовной ответственности Генеральный прокурор вносит в Жогорку Кенеш соответствующее представление. Генеральный прокурор извещается в 3-дневный срок о принятии постановления Жогорку Кенеша о даче либо об отказе в даче согласия на привлечение к уголовной ответственности.

Отказ Жогорку Кенеша дать согласие на привлечение депутата Жогорку Кенеша, Акыйкатчы (Омбудсмена) и его заместителя к уголовной ответственности является основанием для приостановления дела в отношении них до истечения срока полномочий.

Генеральный прокурор в 3-дневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Жогорку Кенешу о результатах следствия.

3. Привлечение судьи, в том числе экс-судьи, к уголовной ответственности допускается с согласия Совета судей по представлению Генерального прокурора. Для получения согласия на привлечение судьи, в том числе экс-судьи, к ответственности Генеральный прокурор вносит в Совет судей соответствующее представление, в котором указываются обстоятельства дела, статья Уголовного кодекса, по которой судья, в том числе экс-судья, подозреваются, просьба о даче согласия на привлечение к ответственности. Не допускается повторное внесение представления о даче согласия на привлечение судьи, в том числе экс-судьи, к ответственности по тем же основаниям в случае принятия Советом судей решения об отказе в даче такого согласия.

4. Решение о привлечении к уголовной ответственности Президента, отрешенного от должности Жогорку Кенешем в порядке, определенном Конституцией, экс-президента Кыргызской Республики принимается Генеральным прокурором.

5. Зарегистрированные кандидат в Президенты, кандидат в депутаты Жогорку Кенеша не могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления до дня официального объявления результатов выборов без согласия Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. Решение о привлечении их к ответственности за преступления принимается органами прокуратуры.

6. Решение о привлечении к уголовной ответственности Генерального прокурора принимается одним из его заместителей с согласия не менее чем половины голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента.

Статья 498. Задержание, личный обыск

1. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, депутат Жогорку Кенеша, судья, зарегистрированные кандидат в Президенты, кандидат в депутаты Жогорку Кенеша, Акыйкатчы (Омбудсмен), его заместители не могут быть задержаны по подозрению в совершении преступления и подвергнуты личному обыску, кроме случаев, когда они были застигнуты на месте совершения преступления. Адвокат не может быть подвергнут личному обыску или личному досмотру при выполнении им профессиональных обязанностей, кроме случаев, когда он застигнут на месте совершенного им преступления.

2. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, депутат Жогорку Кенеша, судья, зарегистрированные кандидат в Президенты, кандидат в депутаты Жогорку Кенеша, Акыйкатчы (Омбудсмен), его заместители, задержанные по подозрению в совершении преступления и принудительно доставленные в любой правоохранительный орган, если их личность не могла быть известна в момент задержания, после установления личности подлежат незамедлительному освобождению, кроме случаев, когда они были застигнуты на месте совершения преступления.

 


Выписка из Кодекса КР О правонарушениях

КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

г.Бишкек, от 28 октября 2021 года № 128

(Вводится в действие Законом КР от 28 октября 2021 года № 126)

(В редакции Законов КР от 18 января 2022 года № 4, 1 апреля 2022 года N 22, 14 апреля 2022 года N 26, 16 июня 2022 года N 45, 30 июня 2022 года N 51, 15 февраля 2023 года N 26, 15 февраля 2023 года N 27, 15 марта 2023 года N 58, 3 апреля 2023 года N 78, 22 июня 2023 года N 122, 7 июля 2023 года N 133, 4 августа 2023 года N 156)

Статья 524. Задержание

8. Президент Кыргызской Республики, экс-президент, депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, судья, зарегистрированные кандидаты в Президенты Кыргызской Республики, кандидат в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, прокурор, Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики, и его заместители не могут быть задержаны и подвергнуты иным мерам обеспечения производства по делу о правонарушении.


Выписка из Кодекса КР О детях

КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ДЕТЯХ

от 10 июля 2012 года № 100

(В редакции Закона КР от 27 апреля 2017 года № 64, 30 марта 2018 года № 33, 24 апреля 2019 года № 56, 1 августа 2020 года № 109)

Глава 3

Органы в сфере обеспечения прав и интересов детей

Статья 17. Обеспечение прав и интересов детей органами государственной власти и иными органами

Обеспечение прав и интересов детей осуществляют в пределах своих полномочий Правительство Кыргызской Республики, а также другие органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, суды, прокуратура, Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики.

Статья 23. Деятельность Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики в сфере обеспечения прав и интересов детей

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, осуществляет мониторинг, анализ и контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, независимо от форм собственности, и их должностными лицами.

Статья 42. Формирование и ведение государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

1. Уполномоченный орган по защите детей ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей, путем формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Уполномоченный орган по защите детей ведет государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также оказывает содействие в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Кыргызской Республики, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Порядок формирования и ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Правительством Кыргызской Республики.

2. Уполномоченный орган по защите детей документирует информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, для включения в государственный банк о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе в уполномоченный орган по защите детей для учета его в качестве кандидата в усыновители в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

4. Уполномоченный орган по защите детей может предоставить конфиденциальную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в суд, органы прокуратуры, органы дознания или следствия либо Акыйкатчы (Омбудсмену) Кыргызской Республики в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 88. Система ювенальной юстиции

1. Система ювенальной юстиции состоит из представителей следующих органов и учреждений:

1) межведомственного координационного совета по ювенальной юстиции;

2) уполномоченного органа по защите детей;

3) Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики;

4) органа прокуратуры;

5) специализированного суда по делам несовершеннолетних;

6) органа внутренних дел;

7) адвокатского учреждения;

8) органа здравоохранения;

9) органа образования;

10) государственного органа социального страхования;

11) государственного органа по вопросам деятельности уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;

12) государственного органа в сфере труда, занятости и миграции;

12-1) государственного органа в сфере пробации;

13) органа местного самоуправления;

14) государственных и негосударственных центров для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

2. Все сотрудники, работающие с детьми, находящимися в конфликте с законом, должны пройти специальную подготовку по вопросам в области ювенальной юстиции.

 


Выписка из Конституционного закона КР О Конституционном суде Кыргызской Республики

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 15 ноября 2021 года № 133

О Конституционном суде Кыргызской Республики

Глава 5. Субъекты обращения в Конституционный суд

Статья 19. Субъекты обращения в Конституционный суд

1. Право на обращение в Конституционный суд принадлежит:

1) физическому (физическим) или юридическому (юридическим) лицу, если оно считает, что законами и иными нормативными правовыми актами нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией;

2) Президенту;

3) Жогорку Кенешу;

4) фракциям, депутатским группам Жогорку Кенеша;

5) Кабинету Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров);

6) Верховному суду Кыргызской Республики (далее - Верховный суд);

7) органам местного самоуправления;

8) Генеральному прокурору Кыргызской Республики;

9) Омбудсмену (Акыйкатчы) Кыргызской Республики;

 


Выписка из Конституционного закона КР О статусе судей Кыргызской Республики

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 15 ноября 2021 года № 138

О статусе судей Кыргызской Республики

(В редакции конституционного Закона КР от 2 августа 2023 года N 153)

Глава 4. Порядок назначения судей местных судов, их перевод, назначение председателя, заместителя председателя местного суда

Статья 21. Требования, предъявляемые к судьям местных судов

1. Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" с присвоением академической степени "магистр" при наличии академической степени "бакалавр" по соответствующему направлению и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

2. Судьями местных судов не могут быть лица:

1) имеющие судимость, в том числе снятую или погашенную;

2) ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением;

3) уволенные из правоохранительных органов и органов прокуратуры в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительных органов и органов прокуратуры или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 22 Закона Кыргызской Республики "Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности";

4) лицензия на право занятия нотариальной деятельностью у которых отозвана по основаниям, предусмотренным абзацами седьмым-девятым части четвертой статьи 13 Закона Кыргызской Республики "О нотариате";

5) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления либо в отношении которых уголовное преследование прекращено по не реабилитирующим основаниям;

6) имеющие гражданство иностранного государства.

3. В стаж работы по юридической профессии, необходимый для занятия должности судьи, засчитывается время работы в следующих должностях:

1) депутатов Жогорку Кенеша, имеющих высшее юридическое образование;

2) сотрудников представительств Президента и Кабинета Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров) в Жогорку Кенеше, высших судах;

3) сотрудников юридических подразделений и подразделений, ведающих вопросами обороны и правоохранительных органов, а также подразделений Администрации Президента, работа которых сопряжена с разрешением вопросов права;

4) сотрудников юридических подразделений, секретариатов фракций, депутатских групп, отделов комитетов Аппарата Жогорку Кенеша, консультантов, помощников депутатов Жогорку Кенеша, имеющих высшее юридическое образование;

5) работников аппаратов Конституционного суда и Верховного суда;

6) работников аппаратов местных судов;

7) работников уполномоченного государственного органа;

8) работников органов прокуратуры;

9) сотрудников системы юстиции;

10) сотрудников юридических служб, следственных подразделений органов внутренних дел;

11) сотрудников юридических служб, следственных подразделений службы национальной безопасности;

12) сотрудников юридических служб, следственных подразделений таможенных органов;

13) сотрудников юридических служб министерств, государственных комитетов и административных ведомств, а также их подведомственных учреждений;

14) сотрудников юридических служб аппаратов государственных комиссий, фондов Кыргызской Республики;

15) сотрудников юридических служб аппаратов местных государственных администраций и органов местного самоуправления;

16) сотрудников Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики, имеющих высшее юридическое образование;

17) сотрудников юридических служб юридических лиц независимо от форм собственности;

18) адвокатов Кыргызской Республики;

19) нотариусов Кыргызской Республики;

20) профессорско-преподавательского состава, ученого секретаря высшего учебного заведения, занимающихся вопросами права.

При этом в стаж работы по специальности засчитывается время работы на должностях, замещение которых требует обязательного наличия высшего юридического образования.

(В редакции конституционного Закона КР от 2 августа 2023 года N 153)


Выписка из Конституции КР

КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Введена в действие Законом Кыргызской Республики от 5 мая 2021 года)

Глава 2

Полномочия Жогорку Кенеша

Статья 80.

…4. Жогорку Кенеш:

8) избирает, в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Акыйкатчы (Омбудсмена); дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности;

9) избирает, в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена) его заместителей, дает согласие на привлечение их к уголовной ответственности;

5. Жогорку Кенеш:

…2) заслушивает ежегодные доклады Акыйкатчы (Омбудсмена) и председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

Статья 109.

Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом).