Доступ к правосудию

Обеспечение доступа к правосудию — согласно Конституции КР каждому гарантируется судебная защита его свобод и прав. 

ПРАВИЛА

проведения мониторинга судебных процессов сотрудниками Института Акыйкатчы (Омбудсмена) КР

Настоящие правила разработаны в целях применения единообразного подхода в вопросе присутствия на заседаниях судов Институтом Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской  Республики.

  1. Правовой основой осуществления мониторинга судебных процессов сотрудниками аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики являются нормы статьи 109 Конституции Кыргызской Республики, в соответствии с которой парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы  (Омбудсменом) и ч. 11 ст. 8 Закона КР «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики», согласно которому Омбудсмен (Акыйкатчы) имеет право присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях, при условии согласия лица, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым.
  2. Основаниями для проведения мониторинга судебных процессов являются:
  • нарушения прав и свобод человека и гражданина, выявленные в ходе проверки обращения заявителя;
  •  поручение руководства аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики. Под руководством понимается Акыйкатчы (Омбудсмен), его заместители, руководитель аппарата и руководители структурных подразделений.
  1. Под нарушением прав и свобод человека и гражданина понимаются:  судебный акт, действия или бездействие судебных органов, препятствующие законному осуществлению прав и свобод человека и гражданина.
  2. При наличии обращения оно должно быть подписано заинтересованным лицом и содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы (либо представляемого им лица), доказательства их нарушения, а также сопровождаться копиями решений соответствующих органов, если таковые принимались. Исполнитель обязан всесторонне их изучить и принять все меры для выявления соответствующего правонарушения, предусмотренного законодательством Кыргызской Республики.

Частью 2 статьи 10 Закона «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» предусмотрено, что заявления и жалобы Омбудсмен (Акыйкатчы) рассматривает только в случае, если заявитель оспаривает вступившее в законную силу решение вышестоящего органа, административного органа или суда, и когда заявления или жалобы касаются нарушения прав и свобод человека при рассмотрении вопроса.

  1. По окончании проверки поступившего обращения исполнитель в случае отсутствия оснований для осуществления мониторинга судебного процесса составляет служебную записку в адрес руководства о нецелесообразности его проведения.
  2. Инициирование мониторинга судебных процессов проводится в соответствии с резолюцией Руководства.

3. В исключительных случаях с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией и законами Кыргызской Республики, международными договорами и соглашениями, ратифицированными Кыргызской Республикой, Акыйкатчы (Омбудсменом) может быть инициирован мониторинг отдельных судебных процессов в судах любых инстанций и при отсутствии обращений граждан (например: по уголовным делам по фактам преступлений, совершенных в отношении детей, по фактам применения пыток сотрудниками правоохранительных органов и т. п.).

4.  При проведении мониторинга подлежат обращению внимания:

а) соблюдение судьями принципов правосудия:

законность при судопроизводстве;

осуществление правосудия только судом;

 участие прокурора в уголовном судопроизводстве;

уважение прав, свобод и достоинства личности;

презумпция невиновности;

независимость судей;

всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;

обеспечение подсудимому права на защиту;

гласность судебного разбирательства;

язык судопроизводства;

обеспечение доступа к правосудию;

равенство всех перед законом и судом;

осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

б) порядок использования государственных символов Кыргызской Республики и атрибутики (в залах заседаний Верховного суда и местных судов размещаются государственный флаг КР и изображение государственного герба КР, при рассмотрении судебных дел судья обязан быть в мантии).

в) соблюдение судьями норм процессуального законодательства при рассмотрении судебных дел, в частности:

разъяснение сторонам их процессуальных прав и обязанностей;

установление порядка исследования доказательств;

соблюдение порядка допроса свидетелей и несовершеннолетних свидетелей;

составление судебного акта в совещательной комнате;

порядка провозглашения приговора, оглашения иного судебного акта, разъяснение подсудимому и другим участникам процесса содержания судебного акта (приговора, решения), порядка и срока его обжалования.

г) обоснованность откладывания судебных процессов, соблюдение процессуальных сроков рассмотрения судебных дел.

д) соблюдение этики и норм Кодекса чести судьи КР (в своей профессиональной деятельности судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства и др.).

4.1. Проведение мониторинга не должно ограничиваться разовым участием в судебном процессе по определенному судебному делу лишь с целью направления ответа авторам обращений о положительном выполнении их просьб. При длительном рассмотрении судебных дел, отложении судебных заседаний, по которым проводится мониторинг, сотрудник аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) по возможности должен принять меры по отслеживанию всего хода рассмотрения дела в суде, в случае необходимости продлив у руководства установленные сроки рассмотрения обращений граждан.

4.2. При проведении мониторинга сотрудники аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) не вправе выходить за рамки своих служебных полномочий, должны придерживаться

норм настоящих Правил, норм этики государственных служащих и обязаны помнить, что согласно законодательству КР суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей-либо воли, подчиняясь только Конституции КР, процессуальным и иным законам. Всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия недопустимо. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу.

5. По окончании проведения мониторинга судебного процесса его результаты заносятся исполнителем в документ установленного образца, в котором отражаются итоги мониторинга, в том числе и отмеченные им нарушения.

5.1. О выявлении по итогам мониторинга судебного процесса фактов нарушений норм процессуального законодательства, этики или правонарушений, допущенных судьями, исполнитель докладывает руководству в служебной записке, и вносится предложение о необходимости направления представления Акыйкатчы (Омбудсмена) в дисциплинарную комиссию Совета судей Кыргызской Республики для привлечения судьи к соответствующей дисциплинарной ответственности либо обращения Акыйкатчы (Омбудсмена) на имя председателя соответствующего суда (в зависимости от степени тяжести правонарушения).

5.2. При выявлении фактов правонарушений со стороны иных государственных органов исполнителем готовится представление Акыйкатчы (Омбудсмена) в вышестоящую инстанцию, либо в органы прокуратуру Кыргызской Республики о необходимости принятия надлежащих мер к восстановлению законности и привлечению к ответственности соответствующего должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина.

6. Реализация сотрудниками аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) норм части 13 статьи 8 Закона «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики - Омбудсмен (Акыйкатчы) имеет право знакомиться в суде с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, с последующим снятием с них копий - производится исключительно по поручению Акыйкатчы (Омбудсмена) или его заместителей в рамках рассмотрения обращений граждан и при реальной необходимости их изучения.