Институт Омбудсмена предложил рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшей работы школы №10

11/09/2025 - 15:55

Акыйкатчы (Омбудсмен) КР Джамиля Джаманбаева призывает государственные органы уделять внимание соблюдению прав школьников на получение образования.

Сотрудники Института Омбудсмена провели мониторинг работы комиссий по делам детей Ленинского, Свердловского, Первомайского и Октябрьского районов города Бишкек и исполнения принятых ими решений в 2024 году. 

По результатам проверки установлено, что некоторые решения комиссии о переводе учеников, часто пропускающих занятия и с плохим поведением, в Бишкекскую общеобразовательную школу №10 дневного и вечернего обучения были необоснованными. 

Решения принимались поверхностно, без выяснения причин изменения поведения детей и пропусков занятий, а также без анализа их социального положения.

По решению комиссии, за год в школу №10 было переведено 65 детей. 
- По Ленинскому району – 26 
- По Первомайскому району – 25
 -По Октябрьскому району – 3 
-По Свердловскому району – 11 детей. 
В указанной школе дети учатся в 2 смены. 

Во время мониторинга ученики первой смены вместо уроков занимались уборкой классов. 

Также, сотрудники института выявили низкую посещаемость учеников второй смены. 

Например, в день мониторинга в 4 “А” классе из 8 учеников пришли только трое; 
- Из 10 “А” класса из 21 ученика – 6; 
- Из 10 “Б” класса – 7 из 35; 
- Из 11 “А” класса – 4 из 25; 
- Из 11 “Б” класса – 7 из 30; 
- Из 11 “В” класса – 2 из 32; 
- Из 11 “Г” класса в школу пришел только 1 ребенок из 35. 

А ученики 9 “В” и 10 “В” классов не пришли на занятия вообще.

Это показывает, ненадлежащий контроль поведения и посещаемости учеников специализированной школы. 

Следует отметить, что отсутствие контроля над детьми со стороны школы, родителей и соответствующих органов приводит к снижению уровня их образования и совершению правонарушений. 

К тому же, при принятии решений о переводе детей в школу №10, комиссия не учитывала место жительства ребенка и принимала решение без согласия родителей. 

Эти решения безусловно влияют на образование и безопасность детей. Поскольку новая школа находится далеко от места их проживания, поэтому некоторые дети не посещают занятия. 

В соответствии со статьей 38 Закона КР «Об образовании», государство создает условия для реализации права на образование лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. 

Итоги мониторинга показали, что размещение учащихся в данную школу не решает серьезных проблем, а наоборот нарушает права детей.

По результатам мониторинга, Институт Омбудсмена направил письмо в Генеральную прокуратуру с предложением проверить законность деятельности комиссий по делам детей Ленинского, Свердловского, Первомайского и Октябрьского районов города Бишкек и рассмотреть ответственность учителей школы №10. 

Генеральная прокуратура сообщила, что исполняющий обязанности директора школы Н.А.М. была освобождена от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а заместителю директора по учебно-воспитательной работе Ж.М.Э. объявлен выговор.

По результатам мониторинга, Кабинету Министров рекомендовано усилить контроль за деятельностью комиссий и рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности членов комиссии, нарушивших типовое положение “О комиссии по делам детей”. 

Институт Омбудсмена также рекомендовал рассмотреть вопрос об эффективности и целесообразности работы школы №10, поскольку в настоящее время она не в полной мере выполняет свои функции.