Омбудсмен просит Правительство КР создать независимую комиссию для разбирательства жалоб пенсионера М.А. Корсунского
«Указанный Наблюдательный совет, не имея статус юридического лица, определяет вторую страховую часть пенсии, которую рассчитывает не по средней продолжительности жизни, как указано в законе (п. «б» ч. 3 ст. 22 Закона КР «О государственном пенсионном социальном страховании»), а по средне-ожидаемой. Также рассчитывает не с 14-ти лет как указано в Трудовом кодексе КР, а с 45-ти лет».
Вместе с этим М.А. Корсунский отмечает, что неправильное начисление пенсии происходит из-за того, что Национальный статистический комитет КР в своих официальных отчетах стал показывать мизерную разницу между количеством мужчин и женщин в нашей стране в 1,1 – 1,4%. Женщины живут в среднем на 8 лет дольше мужчин. По мнению М.Корсунского, так происходит из-за того, что в пункте «б» части 3 статьи 22 «Закона о государственном пенсионном социальном страховании» между словами «мужчин и женщин» умышленно не указано слово «отдельно». Этот факт, и приведенные выше цифры Национального статистического комитета, складывают данные об ожидаемой продолжительности жизни мужчин, женщин и сумму делить пополам по всем возрастам. Это допустимо только по всем возрастам и только в случаях, когда учитывается одинаковое количество мужчин и женщин».
Таким образом, отмечает М.А. Корсунский, права пенсионеров были нарушены со стороны вышеназванных государственных органов, и на сегодняшний день нарушаются права всех кыргызтанцев на получение полной пенсии, в том числе и будущих пенсионеров.
Однако, со своей стороны, заместитель Председателя Социального фонда Министерства здравоохранения и социального развития КР У.Маматканов в ответном письме поясняет М.А. Корсунскому, что:
«Социальный фонд Министерства здравоохранения и социального развития КР, рассмотрев его обращение поступившее из аппарата Правительства, сообщает, что актуарный коэффициент «К» является расчетной величиной и представляет собой инструмент, определяющий процент ежегодных пенсионных выплат после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни пенсионера после назначения пенсии.
В соответствии со статьей 22 Закона «О государственном пенсионном социальном страховании», с пунктом 6 Правил выплаты Социальным фондом КР средств пенсионных накоплений Государственного накопительного пенсионного фонда, утвержденных постановлением Правительства КР от 24 октября 2012 года №745, актуарный коэффициент «К», используемый для расчета второй страховой части пенсии (СП2), ежегодно рассчитывается в зависимости от возраста выхода на пенсию по демографическим данным Национального статистического комитета КР о средней продолжительности жизни мужчин и женщин за последние 5 лет и утверждается решением Наблюдательного совета по управлению государственным социальным страхованием.
При принятии Закона «О государственном пенсионном социальном страховании» в 1997 году аналога установления актуарного коэффициента и методики определения его размеров в практике стран СНГ не было.
Необходимость в применении актуарного коэффициента возникла после введения с 1 января 1996 года системы персонифицированного учета. С этого времени на личных страховых счетах застрахованных граждан стали отражаться страховые взносы, которые накапливаются в течения всего периода работы и к моменту выхода на пенсию возникает необходимость в расчете, какая же часть накопленных взносов будет выплачиваться в виде ежемесячной суммы второй страховой части пенсии.
Рекомендации по проведению расчетов и определению размера актуарного коэффициента были получены от международных экспертов при реформировании пенсионной системы, проходившей в рамках программы COSAK с 1997 по 2000 годы.
Также законодательством Кыргызской Республики предусмотрено право выхода на пенсию в различном возрасте, поэтому и актуарный коэффициент «К» должен быть разным для лиц, выходящих на пенсию в разном возрасте. Так для лиц, выходящих на пенсию в более раннем возрасте, актуарный коэффициент должен быть меньше, поскольку пенсионные взносы должны быть распределены на больший период, чем при выходе на пенсию в более позднем возрасте. Это связано с различной продолжительностью жизни после определенного возраста населения.
Поэтому начиная с 1999 года актуарный коэффициент рассчитывается на основании данных Национального статистического комитета Кыргызской Республики по продолжительности жизни за последние 5 лет после определенного возраста, начиная с 45 лет (самый льготный возраст выхода на пенсию).
Кроме того, методологическим положением по демографической статистике, используемой Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики для демографических расчетов используется текущий учет населения, перепись населения, основанный на информации, получаемой от Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики и Министерством здравоохранения Кыргызской Республики с месячной периодичностью.
При этом, все источники взаимодополняют друг друга и позволяют получить достоверную и полную информацию о численности населения. Сложность процесса формирования данных о численности населении не ограничивается только их обобщением, а сопровождается большим количеством демографических расчетов абсолютных и относительных данных».
В связи с этим, У.Маматканов отмечает, что определение размера коэффициента полностью построено на официальных демографических данных, которые могут ежегодно меняться. М.А. Корсунский для расчета актуарного коэффициента учитывает среднюю продолжительность жизни с момента рождения, что является принципиально неверным подходом в определении размера актуарного коэффициента, поскольку актуарный коэффициент отражает продолжительность предстоящей пенсионной жизни, на которую необходимо распределить сумму накопленных страховых взносов на личном счете каждого застрахованного лица.
«На все поставленные в обращении Корсунского вопросы были даны исчерпывающие письменные ответы в сроки, установленные законодательством от 18.12.2019 года за № 6-3/7692, от 03.10.2019 года за № 6-6/5819, от 11.10.2019 года за №6-6/6094 и от 17.12.2020 года за №6-11/6500», – подчеркивает У.Маматканов и отмечает, что постановлением Верховного суда КР от 20 сентября 2017 года исковое заявление М. Корсунского о перерасчете пенсии, взыскании материального и морального ущерба оставлено без удовлетворения.
Со своей стороны, аппарат Омбудсмена КР напоминает, что ранее, в 2002 году, М. Корсунский, собирая документы для оформления пенсии и столкнувшись с бюрократизмом и рядом нарушений законов КР, решил написать памятку для всех кыргызстанцев — будущих пенсионеров, чтобы не мучились при оформлении и сборе бумаг.
Изучив и тщательно проанализировав соответствующие документы Соцфонда, Нацстаткома, Жогорку Кенеша, Правительства, Администрации Президента КР, Федерации профсоюзов, Корсунский подсчитал, что ежегодно из неприкосновенного Пенсионного фонда незаконно изымаются и неведомо как расходуются не менее полумиллиарда сомов. Свой анализ в письменной форме он передал ряду депутатов Жогорку Кенеша, руководителям вышеуказанных органов.
Далее процитируем отрывок из публикации в газете «МСН», которая вышла 23 мая 2006 под заголовком «Пенсионер одолел Танаева» (автор: Яков Штык):
«Начальник ведущего отдела Н.Н. Горобец и бывший зам.председателя Соцфонда О.Абдыкалыков негативно восприняли выводы пенсионера. Под их непосредственным руководством в Соцфонде готовились многие противозаконные проекты и документы, по которым ущемлялись интересы пенсионеров. Лишь депутат ЖК А. Проненко оказала доверие и моральную поддержку М.Корсунскому. Позже добилась его включения в состав спецкомиссии ЖК по проверке деятельности Соцфонда КР. И все основные выводы пенсионера комиссия полностью подтвердила.
В то время Н. Танаев был первым вице–премьером и в соответствии с указом президента исполнял обязанности руководителя Наблюдательного совета по управлению государственным социальным страхованием. Именно тогда он подписывал антизаконные решения этого совета и таким образом участвовал в незаконных изъятиях средств, поступающих на личные счета работающих и будущих пенсионеров. От трех до шести процентов изымались средства на «солидарность», что составляло примерно от 120 до 240 млн. сомов из 4-х миллиардного бюджета Соцфонда. Одновременно Танаев игнорировал закон об определении актуарных коэффициентов, утверждал искусственно их заниженную величину. Это также позволяло незаконно изымать из Пенсионного фонда еще сотни миллионов сомов.
Многочисленные факты произвола в использовании этих средств были обнаружены комиссией ЖК.
В очередной статье «Средство от столбняка — суд» («Моя столица», 2 апреля 2003 года) Корсунский впервые покритиковал Танаева за циничное отношение к пенсионерам: «Кстати, будучи вице–премьером, Н. Танаев тоже руководил наблюдательным советом по управлению государственным социальным страхованием».
… «В сентябре 2005 года Верховный суд отменил определение Бишкекского горсуда и дело вернул туда на новое апелляционное рассмотрение. А недавно коллегия Бишкекского городского суда полностью отменила решение судьи Ленинского района Д.Албановой от 3 июня 2003 г. Коллегия не обнаружила со стороны ответчика никаких посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию Н.Танаева. Правда, в конце концов, восторжествовала».
По обращениям пенсионера М. Корсунского на имя Омбудсмена КР с жалобами на указанный Наблюдательный совет сотрудниками аппарата Акыйкатчы в свое время были направлены соответствующие письма на имя Премьер-министра КР Абылгазиева М.Д., Вице-премьер-министра КР Омурбековой А.С., председателя Комитета ЖК КР по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению. Г.Молдобековой.
На обращение институт Омбудсмена к Премьер-министру КР М.Абылгазиеву от 10.01.2020 г. за исх. №12-81 с просьбой о рассмотрении возможности создания комиссии под его руководством, с привлечением независимых экспертов, профилирующих в данной сфере, с участием самого Корсунского, это письмо было перенаправлено на рассмотрение Социального фонда КР, котрый письмом от 11.10.2019 г. за №6-4/6094 ответил, что деятельность наблюдательного совета по управлению государственным социальным страхованием регламентирована соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства КР.
Также, Социальный фонд КР в ответах пишет, что их расчеты основаны на представленные средние статистические данные Нацстаткома, об ожидаемой продолжительности жизни лиц, достигших возраста выхода на пенсию. Также, информирует о том, что исключается нарушение начисления пенсии и нарушение законодательства Кыргызской Республики. Во всех ответах, соцфонд подчеркивает, что относительно правильности назначения пенсии Корсунскому М.А. неоднократно были представлены ответы.
После затяжной переписки с Соцфондом, 2 марта 2020 года сам Корсунский М.А. написал на имя Акыйкатчы (Омбудсмена) КР заявление, с просьбой о срочном снятии с контроля его предыдущих заявлений и обращений, с изложением причин, состоящих из следующих пунктов:
- Не имеет претензий к служащим аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена), которым было поручено изучить и принять более 50 документов, по которым, по мнению Корсунского М.А., грубо нарушены действующие нормы при их приеме, изучении, начислении пенсии ему и всем гражданам Кыргызстана с 1 января 1996 г;
- Судьи всех инстанций не обнаружили ни одной нарушенной нормы, хотя Корсунский М.А. представил свои доказательства в письменной форме. Он считает, что формально свой иск проиграл;
- За 18 лет многократного обращения с жалобами на явные грубые нарушения пенсионного законодательства к бывшим президенетам, премьерам и вице-премьерам, депутатам Жогорку Кенеша КР, председателям соцфонда и к другим госслужащим их аппаратов ничего не добился;
- В 2006 г. одолел в суде иск экс-премьер-министра КР Танаева Н.Т. на 2,5 млн.сомов «за клевету, его оскорбленную честь и достоинство» в газетной статье.
- В последние полгода Корсунский М.А. письменно обращается к Президенту, Премьер-министру, Торага ЖК КР, руководителю ГКНБ с единственным вопросом: «Как могло случиться, что с 01.01.1996 года Соцфондом КР управляет Наблюдательный Совет по управлению государственным социальным страхованием, не зарегистрированный в минюсте КР, который по его мнению неподсуден, но имеет право снижать основную вторую страховую часть пенсии всем будущим пенсионерам в 2,6 процента – 15 раз?!
- В ответ на свои заявления Корсунский получил кучу отписок, которые констатирует, как равнодушие, презрение к массе норм Конституции, Гражданского, Уголовного кодексов, ведения делопроизводства и архивных дел. Все кто готовил и подписывал ему ответы, по словам Корсунского, толкают его на суицид, желают ему только смерти.
- Трудовой стаж Корсунского М.А. лишь на 10 лет меньше его возраста. Он не борется с Президентом КР, а напротив глубоко уважает и поддерживает его. Также не борется с Правительством и Жогорку Кенешем. У него претензии к государственным чиновника, которые занимаются пенсионными вопросами . В конце своего обращения Корсунский М.А. заявил, что имеет более 300 письменных доказательств нарушенных норм.
Как предполагает пенсионер-заявитель, на новые обращения в Соцфонд, будет следовать один и тот же ответ, со ссылкой на то, что вопросы, поставленные Корсунским М.А. рассматривались в судах трех инстанций, по решениям которых его доводы не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 109 Конституции Кыргызской Республики, п.п. 6, 8, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 23 ст. 8 и ст.ст. 3, 10, 12 Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики», Токон Мамытов просит Правительство КР еще раз вернуться к указанным вопросам, проверить все изложенные доводы в заявлении М.А. Корсунского и предоставить исчерпывающие ответы на его поставленные вопросы. Кроме того, Акыйкатчы просит создать независимую экспертную комиссию для тщательного разбирательства в претензиях М.А. Корсунского и ответах Социального фонда.