В Бишкеке состоялся круглый стол на тему «Институт Акыйкатчы (Омбудсмена) КР и новые подходы в обеспечении защиты прав человека в период пандемии»
Главной целью встречи являлась консолидация сторон, работающих в сфере защиты прав и свобод человека, а также обмен информацией и обсуждение цифровых технологий, как инструмента защиты прав человека в период пандемии.
В своей приветственной речи Омбудсмен Кыргызстана отметил, что в условиях новых вызовов и угроз здоровью и жизни человека IT-технологии, различные тематические интернет-платформы, Искусственный Интеллект (ИИ) и чат-боты стали играть особую вспомогательную роль, и реально стали хорошими помощниками в решении многих социальных и экономических задач общества и государств в целом.
«Благодаря более активному и широкому задействованию в своей работе современных интернет-технологий сотрудники института Омбудсмена Кыргызской Республики в период пандемии 2020 года смогли обеспечить защиту конституционных прав и свобод кыргызстанцев без снижения оперативности или качества предоставляемой ими помощи и уровня консультаций по правовым вопросам. Считаю, что опыт минувшего года и сегодняшняя встреча позволят всем нам – государственным и международным правозащитникам, а также представителям правозащитных НКО Кыргызстана – действовать более слажено, быстро, находясь в согласии, понимании и консенсусе как друг с другом лично, так и в составе организаций, которые мы представляем. И я убежден, что это пойдет на пользу всем нам, и самое главное – предоставит нашим гражданам дополнительные гарантии и реальную помощь в решении их правовых проблем и вопросов», – подчеркнул Токон Мамытов.
Также с приветственным словом выступили: Посол Японии в Кыргызской Республике г-н Мазда Сигеки; Посол Финляндии в Нур-Султан (Республика Казахстан) г-жа Сойли Мякеляйнен; Постоянный Представитель ПРООН в КР г-жа Луиз Чемберлен; Президент Ассоциации юридических клиник Кыргызстана (АЮКК) Артур Бакиров.
Затем более подробно о деятельности института Омбудсмена КР в период пандемии 2020 года рассказали заместитель Акыйкатчы Гульнара Жамгырчиева и руководитель аппарата Омбудсмена КР Аскат Азарбеков, который поделился результатами исследования по индексу прав человека КР 2020, где особо отметил, что подобный анализ проведен впервые. Этот процесс был инициирован аппаратом Акыйкатчы (Омбудсмена) КР и планируется, что он продлится до конца мая 2021 года, – отметил руководитель аппарата Омбудсмена КР. – По предварительным данным, по городу Бишкек были опрошены 682 человека. Чуть более трети участников (34%) из возрастной категории 18-24 года, пятая часть опрошенных – в возрасте 25-33 лет и 34-55 лет (20% в каждой категории). Старше 55 лет было 13% опрошенных, и 14-17 лет – 12% респондентов. В опросе приняли участие 56% женщин и 44% мужчин. Большинство участников проживают в Бишкеке (65%). Из Чуйской области было 9% участников. Примерно, по 5% участников из города Ош и Иссык-Кульской области. Меньше всего респондентов было из Ошской области (менее 2%).
Первым вопросом у участников спрашивали о том, соблюдаются ли права человека в Кыргызстане? Большинство участников (59%) дали отрицательный ответ, при этом треть опрошенных ответили, что «скорее, нет» (34%), а четверть участников (25%) сказали «определённо, нет». Ответ «скорее, да» выбрали 27% участников. Т.е. лишь 27% населения уверены в соблюдении прав человека, при этом на другие вопросы были даны ответы, которые должны стать вектором для улучшения деятельности всех государственных органов. При этом в институте Омбудсмена КР отмечают, что данные показатели станут базовыми индикаторами, над улучшением которых в аппарата Акыйкатчы будут работать. «Мы точно понимаем на что нужно обращать большее внимание и где требуются превентивные меры», – подытожил Аскат Азарбеков.
Одним из ключевых моментов мероприятия стала презентация правового чат-бота «Акыйкатчы-бот 115», запущенного мессенджере Telegram, который позволит жителям страны оперативно получать необходимую им информацию по наиболее часто задаваемым вопросам, а также передавать свои обращения в режиме онлайн. На основе этих обращений интерактивный чат-бот предоставит соответствующую информацию на кыргызском и русском языках. Данный информационный ресурс является бесплатным для его пользователей и значительно расширит возможности населения обращаться в институт Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики, что особо актуально в условиях пандемии.
Завершая мероприятие, его участники выразили намеренность и дальше развивать результативно складывающееся сотрудничество и регулярно обменивать опытом, а также новой и всей необходимой информацией.
Справочно: Круглый стол проведен по инициативе института Акыйкатчы (Омбудсмена) КР и Ассоциации юридических клиник Кыргызстана (АЮКК) в рамках Проекта ПРООН «Поддержка инклюзивного и многосекторного реагирования на COVID-19 и его социально-экономическое воздействие в Кыргызской Республике» и при финансовой поддержке Правительства Японии.