Сотрудники аппарата Омбудсмена КР провели мониторинг соблюдения прав ЛОВЗ в местах лишения свободы
В ходе данных проверок установлены случаи, когда у осужденных присутствуют реальные признаки инвалидности, но им не проводят МСЭК и не устанавливают группу инвалидности, поскольку, как пояснили в учреждениях ГСИН, это не предусмотрено в Постановлении Правительства КР.
Так, к примеру, от осужденных, отбывающих наказание в учреждение №47 ГСИН при ПКР, поступило коллективное заявление с просьбой об оказании содействия в проведении для них медико-социальной экспертизы (МСЭК) и признания их лицами с ограниченными возможностями здоровья. Причиной данного обращения является постановление Правительства КР от 31 января 2012 года (№68), где в пункте 30 определено, что ««МСЭК» не проводит экспертизу граждан, находящихся в местах отбывания наказания».
По данному обращению профильный отдел аппарата Омбудсмена КР направил письмо в ГСИН с просьбой провести медицинское обследование восемнадцати осужденных. В результате данного обращения медицинское обследования указанных лиц было проведено, которое подтвердило у них признаки инвалидности, группа инвалидности в каждом конкретном случае будет установлена в ходе соответствующей МСЭК.
Также аппаратом Акыйкатчы было проверено заявление, поступившее от осужденного А.Б., отбывающего наказание в учреждении №1 ГСИН при ПКР, в котором он жаловался на бездействие сотрудников медчасти учреждения и медицинского Управление ГСИН при ПКР.
При визуальном осмотре осужденного А.Б., проведенного представителями Омбудсмена КР совместно с сотрудниками медицинской части указанного учреждения, было зафиксировано, что у А.Б. ампутирована одна нога, однако вот уже три года (с 2017 г. и по настоящее время) ему не установлена соответствующая инвалидность. Кроме того, осужденный А.Б., сообщил, что у него имеется ряд других заболеваний, которые обострились из-за ненадлежащего обследования и последовавшим за этим несоответствующим лечением.
Следующим примером может служить заявление, поступившее от матери осужденного А.К., в котором она также просила оказать содействие в проведении МСЭК и определении инвалидности ее сына.
В частности, заявительница сообщила, что здоровье ее сына А.К., отбывающего наказание в ИК-47, с каждым днем ухудшается: он полностью ослеп на левый глаз и в настоящее время ухудшается зрение на правом глазу.
По данному обращению сотрудники аппарата Акыйкатчы выехали в ИК-47, где провели беседу с указанным осужденным, по результатам которой были направлены соответствующие письма в ГСИН при ПКР, а также в Министерство труда и социального развития с рекомендацией рассмотреть вопрос о проведении МСЭК для осужденного А.К.
Однако во всех вышеуказанных случаях из ГСИН при ПКР пришли ответы о невозможности проведение для осужденных МСЭК со ссылкой на пункт 30 Положения «О признании гражданина лицом с ограниченными возможностями здоровья», утвержденного постановлением Правительства КР 14 декабря 2016 года (№675).
В этой связи аппарат Омбудсмена предложил Правительству КР внести изменения в вышеупомянутое Постановление, включив в него обязанность проведения МСЭК для граждан, находящихся в местах лишения свободы, на общих основаниях. Однако Министерство труда и социального развития КР ранее необоснованно отклоняло вышеуказанное предложение Омбудсмена, в результате чего осужденные, не получившие статуса ЛОВЗ, не попали под действие Закона КР «Об амнистии в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне 1941–1945 годов и 10-летия Народной Апрельской революции 2010 года».