Размер шрифта
Интервал
Изображения

Логотип Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом)
 
 

Институт Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики считает недопустимым нарушение статуса гражданина любого человека находящегося на территории Кыргызской Республики. Гражданин Кыргызской Республики     Б. Темиров никаким образом и не под каким основанием не мог быть насильно, против его воли выдворен за пределы государства. Генеральная прокуратура в срочном порядке должна принять меры по обеспечению неуклонного и единообразного применения гарантий Конституции Кыргызской Республики для всех граждан без исключения, так как завтра по прихоти любого представителя правоохранительных органов под угрозой окажутся права полумиллиона граждан Кыргызстана, имеющих одновременно гражданство Российской Федерации (данные Минсоцразвития, источник: https://rg.ru/2022/10/05/kazhdyj-vtoroj-poluchil-pasport-rf.html). 

1. Институт Омбудсмена с самого начала уголовного преследования  журналиста Б. Темирова отмечает, что уголовные дела в отношении него необоснованны, противоречат принципам уголовного судопроизводства, предусмотренных как национальным законодательством, так и Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП), по следующим основаниям.

Органы следствия нарушили требования пункта 12 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса, в соответствии с которым уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению за истечением срока давности уголовного преследования по ч. 2. ст. 379 Уголовного кодекса, поскольку предполагаемое преступление Б. Темирова в виде “подделки документов” было совершено в 2008 году, а срок давности по нему истек еще в 2013 году.

Во всех уголовных делах в отношении Б. Темирова было допущено много процессуальных нарушений и недостатков, о которых Институт Омбудсмена заявлял неоднократно. Если по некоторым делам правоохранители вышли за пределы установленных законодательством служебных полномочий, то по другим не в полной мере соблюли принципы уголовного преследования. Институт Омбудсмена ранее уже отмечал, что суды не могут восполнить следственные ошибки, процессуальные нарушения и недостатки следствия во время судебного разбирательства.

Как результат таких намерений - всё здравомыслящее общество страны стало свидетелем нарушения прав гражданина Кыргызской Республики из-за приговора суда случившегося 23-ноября. 

2. Приговор Бишкекского городского суда от 23 ноября 2022 года согласно которому, Болот Темиров был незамедлительно выдворен за пределы страны, вынесен в нарушение гарантий статуса гражданина, предусмотренных статьей  51 Конституции Кыргызской Республики, статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, требований уголовного-процессуального кодекса.

В отношении Б. Темирова была применена мера, как будто он не является гражданином Кыргызской Республики, хотя согласно статье 11 Закона «О гражданстве Кыргызской Республики» он приобрел гражданство по рождению, ведь факт его рождения в г. Ош в 1979 году никем не оспорен. 

Выдача Б. Темирову общегражданского паспорта Кыргызской Республики в 2008 году является лишь формальным подтверждением того факта, что он является гражданином Кыргызской Республики. Следует особо обратить внимание, что аннулирование (постановлением следователя) по каким-то причинам национального паспорта, выданного на имя Болота Темирова никак не может считаться лишением его гражданства Кыргызской Республики.

Согласно части 2 статьи 51 Конституции Кыргызской Республики ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства. Нормы Конституции и международного законодательства предусматривают гарантии запрета лишения гражданства против воли самого гражданина.

Бишкекский городской суд назначая в отношении Б. Темирова дополнительное наказание в виде выдворения нарушил требования статьи 349 УПК КР в соответствии с которым суд постановляет обвинительный приговор без назначения наказания в случае, если к моменту его вынесения истек срок давности привлечения лица к уголовной ответственности за данное преступление.

Если даже следовать логике судей Бишкекского городского суда и проигнорировать факт наличия гражданства Кыргызской Республики у                 Б. Темирова, увидев лишь гражданство Российской Федерации, то судьи нарушили требование статьи 70 Уголовного кодекса, согласно которой выдворение за пределы Кыргызской Республики в отношении иностранного гражданина применяется, то только после отбытия наказания. Что касается      Б. Темирова, то он не только не отбывал наказание, а оно ему вообще не назначалось.

Пленум Верховного суда Кыргызской Республики, в своем постановлении «О судебной практике по назначению наказания» от 26.02.2021 напрямую рекомендует судам в случае необходимости, после отбытия наказания назначать меру государственного принуждения как «выдворение за пределы страны», при этом учитывать характер совершенного преступления и нанесенный вред, а также личность осужденного, общественную опасность совершенного преступления и наступившие последствия в каждом случае индивидуально. Как видим из приговора Бишкекского городского суда от 23.09.2022г., требуемое обоснование выдворения либо оценку общественной опасности нахождения личности Б. Темирова на территории Кыргызстана суд не указал.

3. Сотрудники правоохранительных органов превысили свои полномочия, злоупотребляя своим положением самовольно толкуя приговор суда, сразу же после его оглашения применив грубую физическую силу в принудительном и спешном порядке схватили Б. Темирова и силой выдворили за пределы страны.

При незамедлительном выдворении Б. Темирова сразу же после оглашения приговора суда сотрудники правоохранительных органов превысили полномочия, так как в приговоре суда не предусмотрено «незамедлительное» выдворение, либо «выдворение за пределы страны из зала суда».

Кроме этого, необходимо учитывать, что законодательство Кыргызской Республики не предусматривает порядок принудительного выдворения за пределы страны гражданина Кыргызской Республики, либо гражданина КР одновременно имеющего гражданство другого государства.

 

Даже если сотрудники правоохранительных органов следуя логике судей Бишкекского городского суда проигнорировали факт наличия гражданства Кыргызской Республики у Б. Темирова, признавая за ним лишь гражданство Российской Федерации, то своими действиями они нарушили требования законодательства о предварительном уведомлении перед выдворением иностранного гражданина и выдворили Б. Темирова без действительных документов на право пересечения государственной границы.

Пункт 11 Инструкции по выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства после отбытия наказания за совершение преступления или проступка за пределы Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правительства КР от 26 марта 2020 года, предусматривает обязательное предварительное уведомление о выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства, за три дня до выдворения.

В нарушении вышеуказанной Инструкции при выдворении Б. Темирова сотрудники правоохранительных органов не обеспечили выдворяемого соответствующими действительными документами, удостоверяющие личность, а также предоставляющие право пересечения государственной границы.

Таким образом, сотрудники правоохранительных органов нарушив права Б. Темирова, лишили его возможности собрать необходимые для пребывания в другой стране документы, банковские карточки, денежные средства, вещи и иные средства первой необходимости, что привело к ограничению его возможности свободно передвигаться, быть в безопасности, и не быть задержанным на территории другой страны. 

В связи с вопиющими нарушениями гарантированного Конституцией статуса гражданина Кыргызской Республики Б. Темирова, Институт Омбудсмена официально обратился к Генеральному прокурору КР с актом реагирования о привлечении к ответственности сотрудников правоохранительных органов нарушивших права человека. 

Также, Акыйкатчы А. Абдрахматова обратилась к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой оказать содействие в реализации прав Темирова Болота Маматкасымовича на своевременное документирование, правовую и иную помощь, необходимую для жизни в период нахождения на территории Российской Федерации.  

 

Омбудсмен Кыргызской Республики А. Абдрахматова выступила на VI Международной научно-практической конференции, посвященная защите прав молодежи, которая прошла 16 ноября в г. Москва, Российской Федерации.  На конференции приняли участие представители 27 государств: Азербайджан, Армения, Абхазия, Бангладеш, Босния и Герцеговина, Венесуэла, Доминиканская Республика, Индонезия, Иордания, Иран, Казахстан, Катар, Кыргызстан, Королевство Таиланд, Мексика, Монголия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Приднестровье, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Южная Осетия. 
Выступление Акыйкатчы А. Абдрахматовой.

Akyikatchy A. Abdrakhmatova: “The young generation requires us to change the formats of work, in connection with which the Ombudsman Institutions must be sensitive to the demands of society. We must strengthen the main goal - to prevent the violation of human rights and freedoms, to work ahead of the curve”
 
Ombudsman of the Kyrgyz Republic A. Abdrakhmatova spoke at the VI International Scientific and Practical Conference dedicated to the protection of the youth rights, which was held on November 16 in Moscow, the Russian Federation. The conference was attended by representatives of 27 states: Azerbaijan, Armenia, Abkhazia, Bangladesh, Bosnia and Herzegovina, Venezuela, Dominican Republic, Indonesia, Jordan, Iran, Kazakhstan, Qatar, Kyrgyzstan, the Kingdom of Thailand, Mexico, Mongolia, Nicaragua, Pakistan, Peru, Transnistria, Russia, Serbia, Tajikistan, Turkmenistan, Turkey, Uzbekistan, South Ossetia.
Speech by Akyikatchy A. Abdrakhmatova.

https://youtu.be/oD6_7jgdRcY 

 

В адрес Акыйкатчы А. Абдрахматовой поступило несколько жалоб по увеличению количества насилия и «школьного рэкета» и бездействия сотрудников правоохранительных органов в Нарынской области. В связи с чем, региональное представительство Омбудсмена КР по Нарынской области совместно с Общественным фондом «Лига защитников прав ребёнка» провели мониторинг соблюдения гарантий безопасности и прав учащихся в девяти общеобразовательных учреждениях в г. Нарын. В рамках мониторинга проведено анкетирование среди 700 учеников различных возрастных категорий, а также состоялись встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних, социальными педагогами, родителями и общественными организациями по обсуждению вопроса соблюдения прав детей при обеспечении общественной безопасности и правопорядка. Итоги мониторинга с рекомендациями по улучшению системы защиты детей от насилия и вымогательства в школах будут отражены в отчете и представлены общественности и лицам принимающим решения. Мониторинг безопасности школьников в г. Нарын был проведен при поддержке Управления ООН по наркотикам и преступности в Кыргызстане.

15 ноября 2022г. в г. Москва прошло в VII заседание Евразийского Альянса омбудсменов, где были обсуждены вопросы правового просвещения человека как одного из направлений правозащитной деятельности Уполномоченных по правам человека. Евразийский Альянс омбудсменов – это площадка для диалога по вопросам обеспечения, развития и продвижения сотрудничества омбудсменов различных государств в сферах защиты прав человека и правового просвещения. В настоящее время в Евразийский Альянс омбудсменов входят Национальные правозащитные учреждения (омбудсмены) 9 стран: Армения, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Российская Федерация, Сербия, Таджикистан, Узбекистан. В качестве наблюдателей на VII заседании присутствовали омбудсмены Азербайджана, Белоруссии, Туркменистана и Турции.

 

Председатель Кабинета Министров встретился с Акыйкатчы Кыргызской Республики и омбудсменами Азербайджана, Дании, Казахстана, Молдовы, Российской Федерации, Турции, Узбекистана участвующих в Международной научно-практической конференции «Роль института омбудсмена в защите прав человека», приуроченной к 20-летию института Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики. 

Подробнее...

На международной научно-практической конференции будут обсуждаться особенности взаимодействия Национальных институтов - Омбудсменов, которые работают в этих направлениях, с ветвями власти и гражданским обществом в вопросах защиты прав и свобод человека.

Подробнее...

24-25 октября Институт Омбудсмена в течение суток провел мониторинг судебных заседаний в Первомайском районном суде г. Бишкек, где были рассмотрены меры пресечения в отношении активистов, задержанных 23 октября по факту организации массовых беспорядков. Судебные процессы проводились с 18:00 часов до 5:30 утра, во всех случаях суды признали законность и обоснованность задержания активистов.

Подробнее...

На международной научно-практической конференции будет обсуждены особенности взаимодействия Национальных правозащитных учреждений - Омбудсменов с ветвями власти и гражданским обществом в вопросах защиты прав и свобод человека.

Подробнее...

Вчера рано утром следственная служба МВД в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по статьям 36, 278 Уголовного кодекса Кыргызской Республики «Приготовление к организации массовых беспорядков» провела масштабные обыски и задержания у более чем 20 активистов, журналистов имеющих отношение к обсуждениям статуса Кемпир-Абадского водохранилища.

Подробнее...

18 октября 2022 года в Институте Акыйкатчы Кыргызской Республики состоялась экспертная встреча по вопросу создания условий для реализации прав гражданами Афганистана, которые более 20 лет проживают на территории Кыргызской Республики.

Подробнее...

Открытый конкурс на зачисление в резерв кадров проводится в соответствии со статьей 16 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» от 27 октября 2021 года № 125, статьей 10 Закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» от 4 августа 2008 года №184, статьей 27 Закона «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 3 апреля 2008 года №38, «Положением о порядке проведения открытого конкурса для включения в резерв кадров государственной гражданской службы и муниципальной службы государственного органа и органа местного самоуправления, его формирования и функционирования», утвержденным Указом Президента Кыргызской Республики от 2 февраля 2022 года №24.

 

Проведение конкурса включает следующие этапы:

– рассмотрение документов участников конкурса на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным гражданским служащим;

– компьютерное тестирование кандидатов в Государственном агентстве по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики;

– собеседование. Кандидаты для включения в резерв кадров должны соответствовать следующим квалификационным требованиям:

1) Для главной группы административных должностей:

– высшее образование;

– стаж государственной и/или муниципальной службы по совокупности не менее 3 лет, либо стаж работы в соответствующей профессиональной сфере не менее 5 лет;

2) Для старшей группы административных должностей: – высшее образование; – стаж государственной и/или муниципальной службы по совокупности не менее одного года, либо стаж работы в соответствующей профессиональной сфере не менее 3 лет;

3) Для младшей группы административных должностей: – высшее образование; – без предъявления требований к стажу работы.

Общие квалификационные требования ко всем административным государственным гражданским должностям:

I) Для кандидатов на главные административные должности государственной гражданской службы и муниципальной службы: Знание общего законодательства:

1) Конституции Кыргызской Республики;

2) Конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики»;

3) Трудового кодекса Кыргызской Республики;

4) Закона Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

5) Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»;

6) Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»;

7) Закона Кыргызской Республики «О конфликте интересов»;

8) Закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики»;

9) Закона Кыргызской Республики «О противодействии коррупции»;

10) Типовой инструкции по делопроизводству в Кыргызской Республике, утвержденной Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 марта 2020 года №120.

II) Для старших групп административных должностей:

1. Конституции Кыргызской Республики;

2. Закона Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

3. Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»;

4. Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»;

5. Закона Кыргызской Республики «О противодействии коррупции»;

6. Типовой инструкции по делопроизводству в Кыргызской Республике, утвержденной Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 марта 2020 года №120.

III) Для младшей группы административных должностей:

1. Конституции Кыргызской Республики;

2. Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»;

3. Типовой инструкции по делопроизводству в Кыргызской Республике, утвержденной Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 марта 2020 года №120.

Прием документов для участия в конкурсе осуществляется с 12-октября до 31-октября (включительно) 2022- года по адресу: г. Бишкек, ул. Тыныстанова 120, кабинет №207, тел. : 663297

В аппарат Омбудсмена от адвоката Э. Жылышевой поступила благодарность руководству и сотрудникам Аппарата Омбудсмена Абдукеримову Акжолу и Малдыбаеву Джалилу. Адвокат работает в системе гарантированной государственной юридической помощи.

Подробнее...

9 октября 2022г. состоялась встреча Акыйкатчы (Омбудсмена) КР Атыр Абдрахматовой со Специальным представителем Европейского Союза по Центральной Азии госпожой Тери Хакала.

Подробнее...