Размер шрифта
Интервал
Изображения

Логотип Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом)
 
 

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики Токон Мамытов направил акт реагирования на имя генерального прокурора Кыргызской Республики К. Зулушева, в котором приведены факты воспрепятствования деятельности Акыйкатчы (Омбудсмена) КР по защите прав несовершеннолетних и просил о возбуждении дисциплинарного производства в отношении должностных лиц Министерства образования и науки. В нем отмечается, что основными задачами Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики являются постоянное отслеживание и анализ ситуации относительно соблюдения конституционных прав и свобод человека, в том числе и защиты прав детей.

   В соответствии со ст. 17 Кодекса о детях обеспечение прав и интересов детей осуществляют в пределах своих полномочий правительство Кыргызской Республики, а также другие органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, суды, прокуратура, Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики.

        Ранее в социальных сетях появилась информация о том, что в Военно-Антоновском детском доме умер воспитанник И. Якунин. Также в адрес Акыйкатчы (Омбудсмена) КР с заявлением обратился адвокат Якунина Богдана (брата погибшего мальчика). Данный случай вызвал большой резонанс в обществе и находится на личном контроле у Акыйкатчы (Омбудсмена).

24 июня 2021 года сотрудниками Военно-Антоновского детского дома, а именно заместителем директора Галины Николаевны Андрусовой, было оказано воспрепятствование в доступе заместителя Акыйкатчы (Омбудсмена) Г. Жамгырчиевой на территорию детского дома. Последней высказаны оскорбления. Так, агрессивно настроенная Г. Андрусова  пыталась манипулировать чувствами членов комиссии, в которую вошли депутаты ЖК КР А. Мамашева, Б. Аманова, заместитель Акыйкатчы Г. Жамгырчиева и другие члены межведомственной рабочей группы, созданной приказом заместителя Акыйкатчы (Омбудсмена) Г. Жамгырчиевой. Заместитель руководителя детского дома закрылась на ключ в помещении с детьми, ссылаясь на устное распоряжение министра образования о недопущении посторонних лиц на территорию учреждения. Несмотря на то что у членов комиссии был приказ о создании межведомственной комиссии, служебные удостоверения, что ими были озвучены нормы законов о воспрепятствовании деятельности депутатов ЖК КР и заместителя Омбудсмена, нападки со стороны Г. Андрусовой продолжались до приезда представителей Министерства образования КР и и. о. директора учреждения М. Молдобаевой.

Необходимо отметить, что, согласно ч. 2 ст. 12 Закона Кыргызской Республики «Об Акыйкатчы (Омбудсмене) Кыргызской Республики», на стадиях проверки жалобы и расследования по ней или действий, предпринятых в силу занимаемой должности Омбудсмен (Акыйкатчы), его заместители либо откомандированные им лица могут явиться лично в любой государственный орган, учреждение или ведомство и ознакомиться со всеми нужными сведениями, провести беседы с соответствующими лицам, а также изучить документы. 

        Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» все органы государственной власти обязаны в срочном и приоритетном порядке оказывать помощь Омбудсмену  в его расследованиях и инспекциях.

        При этом следует отметить, что, согласно ст. 13 Закона «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики», воспрепятствование работе Омбудсмена (Акыйкатчы) или его расследованию со стороны какого-либо органа или его работников может быть предметом специального доклада, а также упоминания в соответствующей главе Ежегодного доклада.

По вышеупомянутому факту 25 июня 2021 года за исх. № 10/2178 аппаратом Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики было внесено представление в адрес Министерства образования и науки Кыргызской Республики.

        Непредоставление ответа на вышеупомянутое представление в установленные сроки и отсутствие уведомления о продлении срока на ответ аппаратом Акыйкатчы (Омбудсмена) рассматриваются как воспрепятствование деятельности аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики и отказ в выдаче ответа.

        На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 109 Конституции Кыргызской Республики, руководствуясь статьями 3, 8-1, 8-2, 10, 12 Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики», Акыйкатчы КР Токон Мамытов рекомендовал возбудить производство о дисциплинарном правонарушении в отношении должностных лиц и устранить вышеупомянутые нарушения нормативно-правового акта.