Размер шрифта
Интервал
Изображения

Логотип Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом)
 
 

В целях реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, сотрудники института Омбудсмена КР и его региональных представительств во всех семи областях республики 10 и 11 апреля 2021 года провели мониторинг голосования на выборах депутатов местных кенешей и референдуме по принятию новой редакции Конституции Кыргызской Республики.

В частности, в соответствии с приказом Омбудсмена Кыргызстана Т. Мамытова за №47 от 9 апреля 2021 года, в данном мониторинге в предвыборный день (день тишины) 10.04.2021 г. принимали участие: из Центрального аппарата – 27 сотрудников, проводивших мониторинг в 80 УИК; из областных представительств Акыйкатчы – 24 сотрудника, которые осуществляли наблюдение за ходом выборов и референдума в 73 УИК.

В день выборов – 11.04.2021 г – в мониторинге принимали участие: из Центрального аппарата – 29 сотрудников, проводивших соответствующее наблюдение в 84 УИК; из областных представительств – 22 сотрудника провели мониторинг в 76 УИК.

Кроме того, тем же приказом Омбудсмена были созданы две дополнительных группы: 1) мобильная группа, в состав которой вошли 6 сотрудников ЦА Омбудсмена КР; 2) группа из 10 сотрудников ЦА Акыйкатчы для связи с государственными органами и СМИ. Общее руководство мониторингом осуществлял лично Омбудсмен Кыргызской Республики.

В результате проведенной работы было зафиксировано 20 признаков нарушений выборного процесса, и еще около 20 нарушений – по публикациям в республиканских СМИ.

Кроме этого, с целью выявления возможных нарушений прав избирателей, сотрудники аппарата Акыйкатчы совместно с Центром стратегического анализа, диалога и развития в Центральной Азии (CASCADD) провели электронное анкетирование, результаты в настоящее время тщательно анализируются, после чего они будут обнародованы через средства массовой информации.

Данный мониторинг проводился с целью выявления соответствия или не соответствия следующим задачам и условиям:

1.        Соблюдение процедуры голосования со стороны членов избирательных комиссий по отношению к избирателям;

2.        Обеспечение тайны голосования;

3.        Оказание надлежащей помощи со стороны членов избирательной комиссии нуждающимся избирателям;

4.        Имеются ли на избирательных участках какие-либо заявления или жалобы избирателей по вопросам избирательного права (предоставление членами УИК необходимой и полной информация по характеру жалобы), удовлетворительно ли рассматриваются жалобы (количество жалоб), какие меры предприняты (куда направлены, кем рассматриваются и т.п.);

5.        Обеспечение доступа лицам с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) на территорию УИК, имеются ли для этого все необходымые условия;

6.        Насколько обеспечен доступ граждан к выборным процессам;

7.        Соблюдение эпидемиологических норм (имеются ли в достаточном количестве медицинские маски, антисептики и др.);

8.        Предоставление информации о количестве избирателей, проголосивших вне избирательных участков – в больницах, в местах содержания под стражей (СИЗО, ИВС) и др.;

9.        Наблюдение за возможными массовыми привозами избирателей на избирательные участки (т.н. «карусель»);

10.      Обнаружение и фиксация других правонарушений, связанных с процессами выборов в местные кенеши и проведением референдума.

Среди признаков (характера) нарушений в процессе голосования 10 и 11 апреля т.г. основные нарушения касались:

– сбоев в работе автоматизированных систем учета голосов, что в последствии привело к отдельным фактам ограничения/нарушения права избирателей к процессе проходящих выборов и референдума (данные факты в большей своей части возникли в результате ненадлежащей подготовленности той или иной избирательной комиссии);

– ненадлежащей подготовленности к обеспечению доступа ЛОВЗ к выборным процессам, т.е. в отдельных УИК отсутствовали пандусы, наличие которых является обязательным требованием;

– нарушений тайны голосования (имели место случаи, когда члены избирательной комиссии стояли в непосредственной близости с избирательными урнами, а в отдельных случаях даже опускали бюллетени в урны вместо избирателей);

– несоблюдения санитарных норм и требований, а именно – безопасной социальной дистанции, как между самими избирателями, так и между избирателями и членами УИК; также отмечалось отсутствие на лицах ряда избирателей и членов УИК медицинских масок;

– единичных фактов воспрепятствования деятельности сотрудников аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) КР (т.е. не допуск их к проведению мониторинга со ссылкой на необходимость получения направления со стороны ЦИК КР);

– вмешательства сотрудников МТУ и ненадлежащее исполнение обязанностей членами избирательных комиссий, которые способствовали грубому нарушению избирательного права определённых граждан (избирателей) со стороны других лиц, участвующих в выборных процессах, что в итоге привело к аннулированию результатов голосования по выездному голосованию;

– обнародования в СМИ информации о том, что Главврач ЦСМ обвинил Горздрав в том, что врачей города Бишкека обязали обеспечить явку на референдум. Данная информация о нарушении конституционных прав граждан ( в данном случае – врачей) будет перепроверена и в случае ее подтверждения действиям Горздрава будет дана соответствующая юридическая оценка;

– отмены Формы №2, что лишило многих граждан возможности принять участие в голосовании. При этом, правда, сообщалось, что хоть отмена Формы №2, безусловно, положительно повлияло на прозрачность выборов, но в то же время отсутствие альтернативного механизма помешало людям, которые в силу ряда социально-экономических обстоятельств не могли на момент голосования находиться по месту своей прописки, реализовать своий конституционные выборные права.

– жалоб отдельных граждан на подкуп избирателей (к примеру, при одном из таких эпизодов присутствовал сотрудник аппарата Омбудсмена, который дал необходимые разъяснения гражданину, нарушавшему законодательство КР, и находился на месте инцидента до приезда сотрудников милиции;

– нарушений в виде проведения агитации во время выборов;

Кроме вышеназванных, ряд конфликтных ситуаций и вопросов касался права (согласие или отказ) граждан на голосование на референдуме. В частности, отдельные члены некоторых УИК настаивали на подписании гражданином (избирателем) Акта об отказе в голосовании на референдуме.

Также непонятными для граждан были механизмы по выдаче чеков голосования, их обмена на бюллетень, в связи с чем отдельные лица из-за непонимания данных процессов и своих прав при их реализации были вынуждены либо разбираться на месте (эмоционально и конфликтно), либо вообще отказаться от голосования. В связи с этим в институте Омбудсмена КР считают, что со стороны уполномоченных органов не была проведена необходимая работа по обеспечению и предоставлению избирателям необходимой и достаточной информации о процедурах голосования.

Некоторые факты касались технических сбоев в работе избирательных урн. Например, был выдан только один чек для голосования на выборах в местный кенеш, а для голосования в референдуме соответствующий чек выдан не был, в связи с чем избиратель отказалась от участия в голосовании и ушла.

Другим явным нарушением было то, что по всей территории КР члены отдельных УИК не знали, как поступить в ситуации, когда избиратель явился в избирательный участок, после идентификации, ему выдавали 2 бюллетеня: один по выборам в местные кенеши, другой – для участия в референдуме. В случае если избиратель, например, не хотел голосовать за референдум или за ту или иную политическую партию, члены отдельных УИКов составляли Акт о том, что избиратель отказывается голосовать. Более того, члены УИК заставляли избирателя подписывать данный Акт. Такие действия отдельных членов УИК раздражали как избирателей, так и наблюдателей. В таком случае члены УИКов, в буквальном смысле, не дали избирателю возможности реализовать свои конституционные права, в частности свободу выбора – голосовать или не голосовать.

Следует отметить, что никто не вправе оказывать воздействия на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в том числе на выборах в местные кенеши.

Контроль над волеизъявлением гражданина категорически запрещается. В ходе выборных процессов ни кто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Данные факты подтвердили представители ЦИК. Поскольку эти действия нарушают требования Инструкции со стороны членов УИК.

На некоторых избирательных участках наблюдался попытки подкупов голосов. После соответствующих и законных действий сотрудника аппарата Акыйкатчы была вызвана следственно-оперативная группа милиции по факту попытки подкупов избирателей. Также имеются и другие аналогичные факты нарушения (попытка подкупа голосов) и в других УИК.

В завершении следует отметить, что выявленные 10 и 11 апреля т.г. нарушения в ходе выборных процессов, в целом, не повлияли на реализацию конституционных прав и свобод человека в Кыргызской Республике.

По всем нарушениям, выявленным сотрудниками аппарата Омбудсмена КР, институт Акыйкатчы направит имеющиеся материалы в соответствующие органы республики для принятия мер и устранения указанных недочетов и нарушений.