Размер шрифта
Интервал
Изображения

Логотип Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом)
 
 

 

5 декабря, в конференц-зале аппарата Омбудсмена КР состоялось обсуждение ситуации, возникшей в Кыргызстане из-за отсутствия в законодательстве нормативно-правовой регламентации порядка и процедур изъятия земельных участков и жилья граждан для государственных и общественных нужд.

Мероприятие проводилось в рамках Меморандума о партнерстве, подписанного институтом Омбудсмена КР и Ошским филиалом ОО «Интербилим» в целях укрепления прав граждан на достаточное жилище, а также реализации рекомендаций ООН по улучшению национальных механизмов защиты права граждан на жилье. Для участия в нем были приглашены представители соответствующих государственных структур, правозащитных и неправительственных организаций Кыргызстана.

Открывая встречу, Токон Мамытов отметил, что в Кыргызстане механизм изъятия жилья и земельных участков для передачи в пользу государства, к сожалению, еще не проработан.

Не проводятся соответствующие мониторинги, нет пошаговой инструкции их проведения, соответственно, нет и фактических результатов, и нет должных рекомендаций, как эти вопросы решать. Поэтому я поддержал предложение руководителя Ошского филиала ОО «Интербилим» Гульгакы Мамасалиев совместными усилиями провести соответствующий мониторинг. При этом, не только в Бишкеке и Чуйской области, а по всей республике, – сказал Акыйкатчы.

Продолжая тему, руководитель Ошского филиал ОО «МЦ Интербилим» сообщила, что исследование, проведенное их объединением, выявило грубые нарушения прав кыргызстанцев. В частности, Гульгакы Мамасалиева отметила, что из 100 случаев изъятий жилья граждан для государственных нужд, 30 являлись добровольными, а 70 – добровольно-принудительным.

Граждан вынуждают подписывать невыгодный для них договор и передавать свои земли и строения для государственных нужд. Например, при изъятии домовладений в г. Ош в 2012 году компенсаций были выделены меньше рыночной стоимости, а на выделенных взамен земельных участках, из 28 семей построить новый дом смогла только одна семья. В г. Джалал-Абад в 2016 году государство приступило к сносу частного жилья без заключения договоров об изъятии. И это при всем том, что наше национальное законодательство запрещает совершать принудительное изъятие. Несправедливое возмещение убытков и низкие размеры компенсации со стороны органов власти ведут к бедности и бездомности пострадавших от таких изъятий. И это есть не что иное, как грубое нарушение прав граждан Кыргызской Республики, – отметила она.

После детального обсуждения внесенных в повестку дня вопросов и проблем участники обсуждения приняли пять рекомендаций органам власти:

Во-первых, предпринять меры к единообразному применению понятия общественного блага не через «государственные и общественные нужды», а через «общественные нужды». При этом, необходимо четко определить понятие «общественные нужды» и внести изменения в Земельный кодекс КР по его приведению в соответствие с Конституцией, где есть только понятие «общественные нужды».

Во-вторых, принять положение о порядке проведения изъятия, в котором будут расписаны пошагово все процедуры по изъятию и в соответствии с международными стандартами.

В-третьих, необходимо дальнейшее усовершенствование законодательства по оценочной деятельности, с включением в него норм, обеспечивающих максимальную независимость оценщиков. То есть, необходимо усовершенствовать процедуру определения выкупной цены изымаемого объекта, а для этого необходимо обеспечение большей независимости оценщиков, совершенствование законодательства, регулирующего оценочную деятельность.

В-четвертых, необходимо продолжить положительный опыт привлечения общественности к процессу изъятия жилья. Кроме того, представители соответствующих органов власти должны проводить общественные слушания по каждому вопросу изъятия жилья.

В-пятых, необходимо усилить образовательную и просветительскую деятельность среди населения и представителей органов власти по вопросам правового регулирования процессов выселения граждан. При этом, компенсации за изъятые государством земельные участки и жилье граждан не должны ухудшать их жилищные и социальные условия проживания и должны соответствовать рыночной цене.