«Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы(Омбудсменом)»

Новости

Омбудсмен Кубат Оторбаев: 4 основания, почему я хочу выразить благодарность президенту А.Атамбаеву

Первое основание: мигранты 

9 мая я был среди тех, кто почтил память героев Великой Отечественной войны на площади «Победы» и стал свидетелем выступления Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева.

Торжественная речь Главы государства в честь 72-ой годовщины Великой Победы не оставила равнодушными многих граждан нашей страны. Особенно тех, кто по роду своей деятельности связан с внешней политикой или с миграцией. Наибольшее одобрение и симпатию, например, у меня вызывала та часть, где он говорит о мигрантах и об истерии отдельных российских политиков и СМИ, поднятой ими после террористического акта в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года.

Когда Президент Кыргызстана затронул тему ксенофобии и скинхедов, я был с ним абсолютно согласен, и думаю, что отдельные российские политики, в лице К. Затулина и М. Веллера, получили в свой адрес справедливую и заслуженную критику.

Мне, как Омбудсмену Кыргызской Республики, приходиться часто сталкиваться с фактами нарушения прав кыргызских мигрантов, которые проживают и работают в Российской Федерации. Есть разные причины этих нарушений. Некоторые из них происходят по вине самих кыргызов, а точнее из-за недостаточного знания ими законодательства Российской Федерации. В ряде других случаев, как и бывает во многих странах, сотрудники правоохранительных и других государственных органов попирают права «чужеземцев», превышая свои служебные полномочия. Но всегда нужно помнить, что даже малейший намек, любое стимулирование или воодушевление в пользу ксенофобии или лозунга «Россия для русских» со стороны официальных лиц или политиков могут сыграть очень опасную роль и подтолкнуть отдельные «горячие головы» к борьбе с мигрантами. Поэтому Президент А. Атамбаев, как глава государства, взял на себя ответственность и возразил таким «идеологам», которые ведут свою игру, противоположной линии и политики Кремля. Алмазбек Шаршенович показал, что он, как законно избранный лидер, не только переживает, но и борется за соблюдение прав и за обеспечение безопасности жизни сотен тысяч наших трудовых мигрантов, находящихся за пределами республики.

Также нельзя не отметить, что вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) положительно повлияло на их правовое состояние. Здесь надо отдельно подчеркнуть заслуги официального Бишкека, в лице его Президента, предвидевшего глубокие изменения в глобальных миграционных процессах, от которых, наряду с другими странами, Кыргызская Республика не остается в стороне. Так, с подписанием Соглашения «О порядке пребывания граждан КР на территории РФ и граждан Российской Федерации на территории КР без обязательной регистрации в течение 30 дней», кыргызстанские мигранты получили возможность находиться на территории России без обязательной регистрации до 30 дней. Стоит отметить, что до вступления КР в ЕАЭС срок пребывания на территории РФ для граждан Кыргызстана без обязательной регистрации составлял всего лишь 7 дней. Также мигранты, занесенные ранее в «черный список» ФМС, получили право на беспрепятственный выезд и въезд с 10 июля по 1 ноября 2015 года.

Надо учитывать и другие льготы, которые получили кыргызстанские трудовые мигранты после вступления нашей республики в ЕЭАС. Это и доступ к работе (раньше они получали трудовой патент, стоимость которого каждый раз доходила до 15 тыс. рублей, сейчас достаточно лишь заключить трудовой договор), это и освобождение их от экзаменов по русскому языку и истории России, это и доступ к образованию (теперь они, наряду с гражданами РФ, могут претендовать на обучение в школах и ВУЗах России). Также для наших трудовых мигрантов облегчен процесс регистрации при обращении в местные поликлиники. Еще одно преимущество ЕАЭС – они смогут получать пенсию в той стране, где работают. Подписание соответствующего Соглашения ожидается в текущем году.

Таким образом, как Омбудсмен, я не могу не замечать и не хочу даже просто умалчивать о тех положительных результатах, которые удалось достичь официальному Бишкеку, в лице Президента Алмазбека Атамбаева, в деле защиты законных прав трудовых мигрантов из Кыргызстана. 

Второе основание: прозрачные выборы 

Последние 25 лет Кыргызскую Республику не оставляла и преследовала одна большая проблема – провести законные, честные и справедливые выборы руководства страны. Бесчисленные выборы и референдумы, проводимые во времена Аскара Акаева и Курманбека Бакиева, каждый раз раздражали общественность и граждан, попирая права человека на справедливые и прозрачные выборы. И поэтому с первых дней своей деятельности Президент А.Атамбаев говорил, что надо добиться проведения законных выборов. И он смог провести системную и успешную работу по строению фундамента для прозрачных выборов. Выборы в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, которые состоялись в октябре 2015 года, стали большим экзаменом для президентства Алмазбека Атамбаева. И я, как и многие другие граждане Кыргызстана, первый раз за последние 25 лет с приятным удивлением отметил то, какой тихий и обычный день был после этих выборов. Раньше, в следующий после выборов день, начинался очередной виток политической (и не совсем политической) борьбы, громогласно озвучивались большие списки нарушений и недовольства, иногда даже захватывались и закрывались помещения для голосования. И все это приводило к новым политическим противостояниям, которые, обычно, вылились в различные митинги и шествия. Вспомним, что, например, в 2005 году выборы в Парламент привели к падению власти и правления Аскара Акаева.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что сегодня в нашей стране уже есть технические гарантии по обеспечению прозрачности и законности предстоящих выборов в Президенты Кыргызской Республики. И предстоящие выборы, я надеюсь, придадут новый импульс в развитие суверенного Кыргызстана. Индекс доверия к представителям властям, которые победили в прозрачных, справедливых и законных выборах, очень высок в мире, так как речь идет о легитимности этой власти на последующие 6 лет.

И нынешняя власть должна создать равные условия для всех кандидатов в президенты, чтобы народ действительно имел возможность отдать свое предпочтение тому или иному политику. Никто не забыл, как были растоптаны права граждан на выборах, когда акимы и губернаторы дружно рапортовали о высоких процентах, а Администрация Президента К.Бакиева, вместо победившей на выборах партии, привела в Парламент другую, лояльную к себе партию. Пример парламентских выборов показал, что с внедрением боиметрики и АСУ граждане в он-лайн режиме имели доступ к результатам выборов, а ручной подсчет бюллетеней показал, что итоговые цифры не отличаются от данных из сервера ЦИК.

Конечно, любой такой масштабный процесс, как выборы, не проходит без определенного процента ошибок. Но ведь и нет предела в деле совершенствования выборных систем и инструментов. Да, были допущены небольшие ошибки, над которыми должны работать ЦИК и ГРС. И у них впереди очень большой экзамен – это выборы Президента Кыргызской Республики, которые должны пройти осенью этого года.

Как бы подводя итог, хочу отметить, что Президенту А.Атамбаеву, как главе государства, удалось обеспечить проведение прозрачных парламентских выборов и выборов в местные кенеши. 

Третье основание: права женщин и детей 

Уязвимые слои населения, особенно дети, нуждаются в опеке государства и родителей. В рамках своей деятельности, я часто сталкиваюсь с насилием в отношении детей и женщин. Недавно Президентом А. Атамбаевым был подписан закон «Об охране и защите от семейного насилия», в соответствии с которым правоохранительные органы обязаны реагировать на каждое сообщение о домашнем насилии и защищать его жертв. Согласно закону вводится система выдачи охранных ордеров лицу, которое позволило себе применить насилие в отношении другого человека. Охранный ордер защищает не только жертв насилия, но и остальных членов семьи. Нарушение данного ордера рассматривается в суде как отягчающее обстоятельство. Ордер в первый раз выдается на 3 дня, а в последующем его срок продлевается.

Второй закон, который подписал Президент Алмазбек Атамбаев в 2016 году, касается ранних браков женщин. Ежегодно в Кыргызстане создаются около 50 тысяч новых семей, а расторгают свои супружеские узы около 7-8 тысячи семей.

В результате много индикаторного кластерного обследования, проведенного аппаратом Акыйкатчы в 2014 году, было выявлено, что около 12,7% девушек и женщин Кыргызстана в возрасте от 15 до 49 лет вышли замуж до своего совершеннолетия. Подобные браки чаще совершаются в сельской местности (14,6%), чем в городах (9,2%), и почти вдвое чаще в бедных домохозяйствах (15,9%) по сравнению с состоятельными (9,2%).

В определенной мере, данными о росте числа браков, совершенных с несовершеннолетними, могут служить сведения о рождаемости у женщин добрачного возраста. Так, по данным официальной статистики, с 2006 года отмечается устойчивый рост рождаемости у женщин в возрасте 15-17 лет: с четырех-пяти детей на 1 000 женщин этого возраста в 2006 году до восьми детей в 2014-м. Также возрастает и рождаемость у женщин в возрастной группе 18-19 лет: с 76 детей на 1 000 женщин этого возраста в 2010 году до 93 детей в 2014-м.

По данным других исследований, брак в несовершеннолетнем возрасте часто сопровождается различными формами насилия. Сначала девочку принуждают к браку родители, а впоследствии она подвергается насилию со стороны мужа и его родственников.

При бракоразводном процессе больше всего страдают женщины, потому что они меньше защищены. К тому же в большинстве случаев дети остаются с мамой, что налагает на матерей большую долю материальной и моральной ответственности.

В силу низкого уровня правовой грамотности многие женщины, особенно в сельской местности, не видят принципиальной разницы между официальной регистрацией брака и религиозным обрядом нике. Соответственно, они не знают, что обряд нике не дает женщине даже при наличии детей законных прав и оснований на наследство и получение государственной материальной помощи (алиментов, единовременных выплат, пособий, пенсии и т. д.) в случае развода или смерти супруга. Отказ от государственной регистрации в пользу религиозных браков способствует повышению рисков нарушения прав женщин и детей. Во исполнение вышеизложенного закона нами была разработана инструкция по организации деятельности Института Омбудсмена по защите пострадавших от гендерной дискриминации и гендерного насилия.

Стоит отметить, что по инициативе Президента учрежден День матери – третье воскресенье месяца май, социальная значимость которого с точки зрения прав человека и продолжения традиции уважения к матерям – очень велика. Это праздник к которому никто не может остаться равнодушным.    

Четвертое основание: «желтая пресса»

 

Я, как Омбудсмен, полностью поддерживаю решение Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева об отзыве исковых требований к радио «Азаттык». Как известно, 12 мая пресс-служба Главы государства распространила информацию, согласно которой Президент А.Атамбаев «предложил Генеральной прокуратуре рассмотреть вопрос об отзыве исковых требований к учреждению «Азаттык медиа».

«Многие эксперты отмечают повышение качества в освещении событий на радио «Азаттык». При безусловном сохранении принципов свободной журналистики и свободы слова, на радио «Азаттык» приняты соответствующие меры в части соблюдения редакционной политики, в том числе по предварительному системному правовому анализу спорных положений при подготовке материалов в эфир и публикаций на интернет-сайте...

…Учитывая вышеизложенное, а также подчеркивая приверженность Кыргызской Республики основополагающим принципам свободы слова и уважения к ответственной журналистике, Президент Алмазбек Атамбаев предложил Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики отозвать исковые требования к учреждению «Азаттык медиа», – говорится в сообщении.

30 марта текущего года я, предлагая Президенту Алмазбеку Атамбаеву отозвать иски в отношении СМИ, подчеркнул, что в деятельности отдельных СМИ наблюдается явные промахи, которых без судебного разбирательства трудно преодолеть. Таким образом, я выразил свое отношение к СМИ, особенно к той части, которая может называться «желтой прессой». И я, как руководитель, также пострадал и продолжаю страдать от тенденциозной и недостоверной «информации» – тех самых ушаков и фейков, которые стали не только нормой и частью редакционной «политики» отдельных СМИ, но и источником дохода некоторых малограмотных СМИ. К сожалению, некоторые политики и государственные деятели сами способствовали развитию «тенденциозной журналистики», подпитывая их ежемесячными подачками и дешевыми подарками.

Хотя в обществе бурно обсуждались и продолжают обсуждаться иски Генеральной прокуратуры в отношении СМИ, но как правильно было отмечено в сообщении пресс-службы Президента КР, самое главное то, что «развернулись дискуссии о качестве работы журналистов и о необходимости пересмотра некоторых стереотипов, приведших к дискредитации свободы слова. Все эти процессы внутри медиа-сообщества, по мнению Президента Алмазбека Атамбаева, ведут к совершенствованию и оздоровлению национального информационного пространства».

Стоит отметить, что любая атака приведет к ответной реакции. Поэтому многим политическим деятелям, в том числе Президенту, приходится защищать свою честь и достоинство в судебном порядке. Хотя качество досудебных и судебных разбирательств оставляет желать лучшего (но это тема другого разговора). Любому человеку, который хочет прекратить потоки грязи в свой адрес и который не делает ставку на криминальные разборки, ему не остается иного выбора, кроме суда.

Таким образом, кыргызским СМИ нужно усовершенствовать свою работу, сохраняя золотые принципы журналистики, такие как: беспристрастность, объективность, достоверность, правдивость, точность, ответственность перед аудиторией, а также уважение частной жизни и достоинства каждого гражданина, независимо от рода деятельности, расы, пола и социального положения.  

Для чего я обо всем этом рассказал? Все просто. Причины, факты и изложенные примеры не только указывают на взвешенное и грамотное управление республикой Алмазбеком Атамбаевым, но и служат своего рода маяком на пути демократического развития нашего суверенного Кыргызстана. Таким образом, А.Атамбаев своими действиями доказывает, что Кыргызстан превращается в страну прав человека. Курс правильный, и его нужно придерживаться, не терять. Тогда, думаю, жизнь каждого гражданина Кыргызстана станет более спокойной, безопасной и благополучной.