Размер шрифта
Интервал
Изображения

Логотип Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом)
 
 

Еще в 2012 году началась новая реформа правоохранительной и судебной систем. Это потребовало разработки совершенно новых редакций Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов, а также разработки Кодекса о проступках, Кодекса о нарушениях и других законов. Над изменениями работали семь групп экспертов, финансируемых донорским сообществом. Кодексы приняли в 2016 году, но те, что касаются уголовного блока, начнут действовать только со следующего года.

Как изменится жизнь подозреваемых, заявителей, адвокатов, правоохранительных органов, прокуроров и судей? Пояснения по этим и ряду других вопросов одному из интернет-СМИ Кыргызстана дал руководитель экспертной группы, работающей над Уголовно-процессуальным кодексом, декан юрфака КНУ Кынатбек Сманалиев.

В новом УПК разработчики пытались обеспечить соблюдение главной ценности человека – его прав и свобод, – сообщил К. Сманалиев. – В ходе разработки учитывались: Конституция КР, Стратегия устойчивого развития КР на 2013-2017 годы, рекомендации, утвержденные указом президента в 2012 году, а также опыт Украины, Казахстана, которые такую реформу уже провели, и опыт других стран.

– Чем старый УПК нарушал соблюдение прав и свобод человека?

– Многие нормы носили явно репрессивный характер, элементы обвинительного уклона.

– Что в новом Уголовно-процессуальном кодексе говорится о расследовании проступков?

– Законодатели предусмотрели такое понятие, как «проступки». В рекомендациях 2012 года говорилось о гуманизации и декриминализации преступлений. Если появился Кодекс о проступках, необходимо было имплементировать его в Уголовно-процессуальный кодекс, где предусмотрен целый раздел, посвященный проступкам.

Их расследование осуществляется на общих правилах уголовного процесса, но есть специальный раздел, регулирующий проступочные преступления. Они заключаются в том, что субъектом досудебного производства являются не органы следствия, а уполномоченное должностное лицо органа дознания. Для этого необходимо внести изменение в штатное расписание органов внутренних дел.

Досудебное производство проступков должно проходить в течение 20 дней, уголовных дел – два месяца. В отношении подозреваемого, совершившего проступочное преступление, не могут применяться такие меры пресечения, как содержание под стражей и домашний арест.

В новом УПК предусмотрен институт специальных следственных действий, которые не проводятся в отношении лица, совершившего проступок.

– Сейчас предусмотрено, что органы досудебного производства, прокурор и суд лишены процессуальных возможностей вмешиваться в выбор защитника. Раньше это не было закреплено, ведь так и должно быть?

– Введение новых норм связано с появлением гарантированной государством юридической помощи. Раньше человек мог нанять адвоката или государственный орган мог его назначить. По новому кодексу государство должно обеспечить человека адвокатом в рамках закона о гарантированной юридической помощи или он по-прежнему может найти защитника самостоятельно.

– Каким образом обеспечат конфиденциальность общения защитника с подозреваемым?

– Необходимо предусмотреть отдельное помещение, никто не имеет права присутствовать при встрече подозреваемого и адвоката.

– Изменились меры пресечения. Какие именно?

– Теперь нет такого вида меры пресечения, как личное поручительство. Что касается длительности меры пресечения, то появилось следующее нововведение: следственный судья имеет право продлевать срок до окончания следствия. Максимальный срок – это год, после назначается иной вид меры пресечения. В Конституции закреплено, что суд может выполнять только функцию правосудия, сейчас же суд выполняет и функцию судебного контроля: решает вопрос об избрании меры пресечения, о законности и обоснованности задержания, дает разрешение на проведение некоторых следственных действий. Функция судебного контроля останется только у следственного судьи, работающего в досудебном производстве.

 

– Каким образом расширены права защитника?

– Появление следственного судьи, к которому обращается адвокат, – одно из расширений прав защитника. Больше развит принцип состязательности сторон в досудебном производстве. Например, адвокат имеет право инициировать проведение экспертиз.

– Каким-то образом пересмотрено определение доказательства?

– Оно осталось прежним, но изменены источники. В действующем УПК КР одним из источников доказательств служили результаты оперативно-разыскной деятельности. Но как такие доказательства добывались? Теперь такой источник исключен. Но появились протоколы специальных следственных действий.

Как раньше оценивались доказательства? По внутреннему убеждению следователя, прокурора, суда, но указывалось: на основе закона и всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Теперь такой формулировки нет. Потому что это противоречит принципу состязательности сторон. Но присутствует термин «совесть».

– Но через совесть могут переступить?

– Да, совесть – это нравственная категория. Мне такая мера регуляции кажется правильной.

– Упразднена стадия возбуждения уголовного дела. Это связано с созданием Единого реестра преступлений и проступков?

– Да. Это атавизм прошлого. Стадия возбуждения уголовного дела длится от трех дней до месяца. За это время следователь собирает доказательства, которые не урегулированы действующим УПК КР.

Как раз в период возбуждения уголовного дела проявляются коррупционные риски. Теперь досудебное производство станет осуществляться с момента регистрации заявления или сообщения в Единый реестр.

– Введено новое понятие «уведомление о подозрении». Что это?

– Если лицо совершило преступление, то заявление поступает в правоохранительные органы, регистрируется в Едином реестре, затем проводятся следственные действия. И если есть состав преступления, то данное лицо уведомляется о подозрении в совершении преступления. Если состава преступления нет, то прекращается уголовное дело.

– В новом УПК введена глава «Специальные следственные действия», к которым относятся: наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка, прослушивание переговоров, получение информации о соединениях между абонентами, снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, аудио-, видеоконтроль лица или места. Все-таки это осталось?

– В действующем УПК некоторые из них (наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка, прослушивание переговоров, получение информации о соединениях между абонентами) относятся к следственным действиям. Но законодатели пришли к выводу, что такие действия имеют особенный характер, поэтому их отнесли к специальным следственным действиям. Разрешение на их проведение дает следственный судья.

– Введен институт процессуального соглашения: процессуальное сотрудничество, соглашение о признании вины, соглашение о примирении сторон. Примирение сторон существует и сейчас. Что изменилось?

– Предусмотрен упрощенный порядок рассмотрения уголовных дел. Соглашение о примирении сторон допускается по менее тяжким преступлениям.

– Зачем включен целый раздел, касающийся предварительного слушания?

– В ходе получения дела судьей он может возвратить уголовное дело прокурору, назначить судебное заседание, решить вопрос о подсудности, провести предварительное слушание, если есть на то основание. Данная стадия имеет место в случаях:

•          при рассмотрении особо тяжких преступлений;

•          если есть основание для приостановления или прекращения дела;

•          если необходимо рассмотреть его с участием присяжных заседателей;

•          если рассматривается вопрос об исключении недопустимых доказательств;

•          чтобы суды рассматривали только те доказательства, которые имеют юридическую силу.

Такое новшество появилось, чтобы больше соблюдались права и свободы человека, а также для разгрузки судей, осуществляющих правосудие в судах первой инстанции.

– В чем особенности производства в отношении юридических лиц?

– Ответственность юридического лица предусмотрели разработчики Уголовного кодекса. Следовательно, это должно найти отражение в Уголовно-процессуальном кодексе. В связи с тем, что юрлицо не является субъектом преступления, данный институт получил свое олицетворение как мера уголовно-правового воздействия в отношении их. К ним будут применяться меры уголовно-правового воздействия, юрлица понесут квазиответственность.

При вынесении приговора суд может применить меры уголовно-правового воздействия к юрлицам в виде штрафа, ограничения прав или ликвидации.

– О ком идет речь в разделе о производстве в отношении отдельных категорий лиц?

– О депутатах, судьях, кандидатах на выборы президенты и депутатов ЖК.

– Зачем изменили инстанционность? Теперь же кассационное производство отнесли к Верховному суду, раньше и вторая инстанция – городские и областные суды были и апелляционной инстанцией, и кассационной? Это сужает возможности граждан для обжалования? Получается, что если по объективным причинам не смогли обжаловать решение первой инстанции, то уже нельзя решение обжаловать?

– Во-первых, это прописано в рекомендациях. Во-вторых, Верховный суд – это высший орган судебной власти. 90% уголовных дел должно быть рассмотрено законно, обоснованно, справедливо судом первой инстанции, остальные 10% – уйти в апелляционную инстанцию. Так должна быть построена иерархия рассмотрения уголовного дела. Люди не должны искать истину только в Верховном суде.

– В первой же инстанции совсем слабые судьи…

– Судебная реформа проводится в трех направлениях: отбор судей, совершенствование законодательства, материально-техническое обеспечение. Вот по первому направлению в суды должны проходить более квалифицированные кадры.

ссмотрения уголовного дела. Люди не должны искать истину только в Верховном суде.

– В первой же инстанции совсем слабые судьи…

– Судебная реформа проводится в трех направлениях: отбор судей, совершенствование законодательства, материально-техническое обеспечение. Вот по первому направлению в суды должны проходить более квалифицированные кадры.