Логотип Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом)
 
 

Институтом Акыйкатчы подготовлен Специальный доклад, в котором содержится расширенная информация о ситуации с чистой питьевой водой и санитарией в Кыргызстане, а также предложены рекомендации различным государственным органам.

Исследования и рекомендации данного доклада направлены на защиту конституционных прав граждан Кыргызстана, которые нарушены отсутствием их доступа к чистой питьевой воде. Доклад готовился не только для привлечения внимания государственных органов к наиболее острым проблемам, но и для того, чтобы эти проблемы решались последовательно и системно.

В частности, в докладе сообщается, что в настоящее время в Кыргызстане около 1 млн. человек не имеют доступа к чистой питьевой воде. И это с учетом того, что Кыргызстан – одна из богатейших на водные ресурсы стран постсоветской Центральной Азии.

Нынешнюю ситуацию с водоснабжением в Кыргызстане нельзя назвать благоприятной. После ликвидации колхозов и совхозов сельские системы питьевого водоснабжения более 10 лет находились в бесхозном состоянии, что привело к интенсивному ухудшению их технического состояния и затем к полной остановке их функционирования в большинстве сел республики.

По данным Национального статистического комитета КР на территории страны числится 1 891 населенный пункт, в том числе 1805 сел, которые официально имеют статус села. Из них 1 тысяча 272 не имеют достаточного доступа к централизованной водопроводной воде, а в 397 селах вообще отсутствуют водопроводные сети.

Исходя из результатов исследования, проведенного Институтом Акыйкатчы КР, можно сделать вывод, что истоки нынешнего кризиса в области обеспечения населения чистой питьевой водой и санитарными услугами кроются: в несовершенстве нормативной базы Кыргызстана; в больших пробелах в законодательстве республики; в бедности населения; в неравноправии и неравенстве возможностей, что усугубляется социальными и экономическими проблемами – ускорением урбанизации, изменением климата, ростом загрязнения окружающей среды и истощением водных ресурсов.

Тем не менее, уверены, что проблемы обеспечения людей доступом к чистой питьевой воде могут быть урегулированы. Для этого необходимо усовершенствованное и адаптированное законодательство в этой сфере, которое будет полностью удовлетворять современным требованиям и учитывать национальные интересы общества.

Так, согласно статистическим данным, отраженным в государственной программе развития питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызской Республики на 2014-2024 годы (далее-Программа)[1], направленной на развитие питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызской Республики на 2014-2024 годы, на строительство и реабилитацию водопроводов в 425 селах будет направлено почти 6,9 млрд. сомов, а на строительство системы водоотвода в 27 районных центрах – 1,6 млрд. сомов.

Данная программа стала первым документом в истории суверенного Кыргызстана, ориентированного на решение проблемы обеспечения населения чистой питьевой водой. Общая сумма, требуемая для поставок сельскому населению качественных услуг в сфере водоснабжения, превышает 20 млрд. сомов (333,9 млн. долларов США).

Однако данная Программа была отменена и утратила силу согласно Постановления Правительства КР № 75 от 17 февраля 2016 года. В дальнейшем разработана Стратегия развития систем питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызской Республики до 2026 года, где общий объем финансирования Стратегии составляет более 24 млрд. 745 млн. 244 тыс. сомов.

Следует отметить, что за последние десять лет международные доноры уже вложили в реабилитацию системы водоснабжения в Кыргызской Республике немалые средства, но проблемы по-прежнему остаются нерешенными. По крайней мере, в достаточной степени.

Из предоставленной Генеральной прокуратурой КР информации, известно, что с момента реализации проекта «Таза-Суу» органами прокуратуры проведен ряд проверок, по результатам которых вынесено 3 протеста, внесено 21 представление, 10 предписаний об устранении нарушений нормативного правового акта, 10 предостережений о недопустимости нарушений закона. Кроме того, по факту нецелевого использования денежных средств, возбуждено 26 уголовных дел, из них 19 по окончании следствия направлено в суд, по которым судами вынесены соответствующие судебные акты.

Также, в ходе следствия, в силу установленных уголовным законодательством обстоятельств, 4 уголовных дела прекращено (из них 2 – по нереабилитирующим, 2 – по реабилитирующим основаниям), приостановлено – 2 (из них 1 – судом, 1 – следствием) и в настоящее время расследуется одно уголовное дело. Сумма ущерба по уголовным делам, возмещенного в доход государства, составила – 6 372 251 сомов.

Помимо этого, согласно информации Счетной палаты КР, большие суммы бюджетных средств были использованы неэффективно, в связи с чем построенные или реконструированные системы водоснабжения выходят из строя, что служит причиной для увеличения количества жалоб и нареканий со стороны водопользователей, адресованных в различные инстанции.

В скором времени Институт Омбудсмена намерен провести общественные и парламентские слушания по данному Специальному докладу в целях продвижения прав граждан к чистой питьевой воде.  

 


[1] Постановление ПКР №548 от 24.09.17.